Серебряннический 1Ас10, с11. Церковь Троицы в Серебряниках

Серебряннический 1Ас10, с11
Церковь Троицы в Серебряниках

ЛукичАН. Покровский бульвар. 2006 Серебрянический переулок. 1980-е Вид с Яузского (Астахова) моста на Яузскую улицу. Конец 1920-е Церковь Троицы в Серебряниках. 1980-е Церковь Троицы в Серебряниках. 1980-е Церковь Троицы в Серебряниках. План Церковь Троицы в Серебряниках. План

Каменная церковь в слободе серебряников известна с 1657 года.

В 17641768 годах к западу от нее на средства владельца соседней усадьбы А.А.Гончарова построена колокольня с церковью Иоанна Предтечи в нижнем ярусе.

Основная церковь перестроена в 1781 году (на средства Т.И.Суровщинской); обработка трапезной и апсиды, очевидно, выполнена при расширении грапезной в 1891 году.

В храме были приделы Казанской Богоматери и Василия Великого.

Облик церкви в целом определяет монументальная раннеклассическая архитектура ее основной части.

Единый венчающий карниз подчеркивает цельность крупного прямоугольного объема; пилястровые портики большого ордера целиком заполняют его южный и северный фасады: верхние и нижние окна объединены вертикальными нишами.

Однако завершающий здание ложный восьмерик (четверик со срезанными глухими угловыми гранями) и низкая, также со срезанными углами трапезная более характерны для позднего барокко.

Этому стилю соответствуют и маленькая главка на тонком граненом трибуне, лежачие овалы окон восьмерика и дробная прорисовка его лепного декора, а также скругления углов между притворами и апсидой.

От первоначального здания предположительно сохранились части стен четверика и высокий подклет; со стороны переулка к нему примыкает наружная лестница, ведущая в церковь.

Наиболее цельной и художественно выразительной частью ансамбля является монументальная колокольня - одно нз лучших произведений барокко середины ХVIII в. на московской почве.

Она строилась как самостоятельная церковь, заслонившая приходскую.

Очевидно, представительность ее облика была прямо связана с требованиями заказчика; колокольня поставлена по линии улицы вплотную к границе его дома.

Усложненная креповка ее нижнего яруса, обилие колонн, открытые силуэты карнизов и разорванных фронтонов создают богатый, пластически выразительный образ: особенно ярким он был в мелкой, тесной застройке того времени у Яузского моста.

В свою очередь простой и ясный силуэт верхнего яруса и стройного граненого трибуна с главкой (напоминает завершение основной церкви) и поныне является одной из главных исторических вертикальных композиций окружающего района, соперничая со шпилем Воспитательного дома (см. № 189 Белого города, возведен в те же годы).

Прежде на колокольне были часы с курантами.