Маросейка и Покровка
Из Санкт-Петербурга приезжали на
коронацию государи, сама столица
переезжала по северо-западному
направлению туда-обратно. Но так
завелось с XVIII века. До этого главным
направлением было северо-восточное.
От площади Ильинские Ворота берет
начало улица Маросейка. Потом она
называется Покровкой, после Садового
кольца - Старой Басманной, потом -
Спартаковской, потом - Бакунинской. Но,
по сути, это одна и та же улица, один путь,
в XVII веке называемый Покровским, потому
что начинается он около Василия
Блаженного, то бишь Покровского собора,
идет мимо стоявшей до 1777 года на месте
нынешнего дома N2 по Маросейке церкви
Покрова и церковью Покрова же в Рубцове
заканчивается. А Покров - особый
праздник для православной России,
которая в окружении враждебных
конфессий видела себя таким градом
Китежем, защищаемым Покровом Богородицы,
заступницы всея Руси перед престолом
Вседержителя. Покровский путь - царский
путь. По нему в свое любимое Рубцово к
цветникам с первыми, только что
привезенными в Россию розами ездил
Михаил Федорович. В свое любимое
Измайлово, к прудам и зверинцу, ездил
Алексей Михайлович. В свое любимое
Преображенское, к военным потехам и
девкам Немецкой слободы, ездил Петр
Алексеевич. По нему в 1698 году везли на
свиньях гроб боярина Ивана Михайловича
Милославского, предводителя враждебной
молодому Петру партии. Доставив в
Преображенское, гроб поставили под
плаху, где летели стрелецкие головы. В
раскрытый гроб с эшафота лилась кровь
последних ревнителей древнего порядка.
Покровы были сорваны.
В 1893 году историк А.Д.Покровский (sic!)
писал об этой улице как об отличающейся
"и чрезвычайной густотой населения, и
скученностью громадных построек, и
необычайной даже для Москвы их
нечистоплотностью и антисанитарностью".
Скученная застройка в пожар 1812 года была
спасена: дом N2 по Покровке занял маршал
Мортье, военный губернатор Москвы, - так
что на нынешних Покровке и Маросейке
можно найти немало древних сооружений,
спрятанных за лепниной позднейшего
времени, вроде дома N17 по Маросейке,
построенного еще Баженовым и
занимаемого ныне посольством Беларуси.
С 1793 года им владели Румянцевы:
знаменитый П.А.Румянцев-Задунайский,
гроза турок, забияка, матерщинник и, по
слухам, внебрачный сын Петра Великого, и
его сын - Н.П.Румянцев, коллекционер и
библиофил, основатель публичного
Румянцевского музея и современной
Ленинской библиотеки. Напротив - одна из
лучших построек Казакова, небольшая
церковь Косьмы и Дамиана (1793-1803), в 1972
году приобретшая выигрышный фон,
стеклянный многоэтажный параллелепипед.
Чуть далее, на углу с Потаповским
переулком, с 1697 до 1936 года стояла
знаменитая на всю Москву громадная
церковь Успения, построенная мастером
Петром Потаповым, - предмет восхищения
Баженова, равнявшего Успение в
Котельниках с Василием Блаженным. От
мастера осталось название переулка, от
церкви же - скромный двухэтажный домик
причта (Покровка, 5) и сквер, чьи тропинки
имеют форму креста, внутреннего
храмового пространства.
В Армянском переулке жили понятно кто - с
XVIII века еще, когда здесь поселился
выехавший из Персии с большим
семейством, дальними родичами и слугами
богатый армянин Л.Н.Лазарев. По его
завещанию, в доме N2 было устроено в 1815
году училище для детей беднейших
соплеменников, с 1848 года ставшее
Институтом восточных языков. Теперь
здесь - посольство Армении.1065802
Материал взят с сайта Afisha.ru