Вильгельм Фетлер

Вильгельм Фетлер

В С Т У П Л Е Н И Е

Историю вообще, и историю евангельского движения в России в частности, можно изучать как цепочку исторических дат, событий. Но картина станет более яркой, если мы будем рассматривать историю через жизни исторических личностей.
Такой личностью в истории евангельского движения в России является Вильгельм Андреевич Фетлер. А.В.Карев сказал, что Бог даровал нам великого учителя Каргеля, великого организатора Проханова и великого евангелиста Фетлера.
В этом реферате мы рассмотрим биографию и служение Вильгельма Андреевича Фетлера, а также кратко коснемся его детища Дома Евангелия в Санкт- Петербурге.
Служение в самой России заняло не самый большой промежуток времени в его жизни. Но за эти короткие годы ему удалось развить бурную деятельность и оставить яркий след в истории евангельского движения в России.


1. В НАЧАЛЕ ПУТИ

1.2. Детство.

Вильгельм Андреевич Фетлер родился 28 июля 1883 года в Латвии, в городе Талсы, на побережье Балтийского моря.
Отец, Андрейс Фетлерс, был баптистским проповедником, пастором, образованным человеком. Мать, Маргарита, воспитывала всех детей в учении Христовом.
Сильное влияние на Вильгельма в ранние годы оказал английский проповедник Чарльз Сперджен. В семье Фетлеров было несколько распечатанных проповедей Чарльза Сперджена. "На всю жизнь остались в памяти маленького Вильгельма вечера, когда при неровном свете керосиновой лампы мать читала всей семье проповеди Сперджена" (1, стр.7).
В 15 лет Вильгельм на одном из богослужений, проходившем у них в доме, принял Христа как своего Господа и Спасителя. Святое водное крещение Вильгельм принял от своего родного отца. Он и еще несколько новообращенных душ крестились в реке. Крещение пришлось проводить поздно ночью из-за возможного преследования.
Через год Вильгельм окончил школу и решил поискать счастья в большом городе. В 1899 году он приехал в Ригу, столицу Латвии. Закончилось детство, впереди Вильгельма ждала "взрослая" жизнь.

1.2. Призыв на служение. 

Вильгельм строил планы на будущее. В Риге он нашел постоянную работу бухгалтера на велосипедной фабрике. Из средств получаемых за работу он поддерживал семью родителей. Вскоре Вильгельм продвинулся по службе до офисного администратора. Это был взлет в карьере. Для себя он решил, что его будущее это бизнес.
В это же время Фетлер стал членом рижской баптистской церкви "Сион". У него был красивый сильный голос, и он стал петь в хоре. Вместе с другими молодыми братьями и сестрами. Вильгельм распространял христианские брошюры на улицах и среди русских моряков на пристани.
К этому же времени относится и первый опыт проповеди. Джон Инкас, пастор церкви, в которую ходил Вильгельм, поручил ему проповедовать в Даугавгриве, маленькой деревушке в нескольких милях от Риги. Проповедь получилась скомканная, он путался и запинался. Вообще это был настоящий провал. Вильгельм пришел к выводу, что проповедь это не его дело. Но он продолжал трудиться в церкви и свидетельствовать молодежи о Боге.
Шел 1903 год. Сам Фетлер вспоминает: "Мне был 21 год. Однажды утром я стоял у окна моего офиса и смотрел на бегущих по улице людей. Мне показалось, что кто-то позвал меня: "Вильгельм". Я обернулся, но в комнате никого не было. Я снова выглянул в окно на оживленную пристань. И снова я услышал свое имя. И я понял, что это был Голос Бога.

"Ты должен понести им весть Евангелия" (1, стр.9). В этот момент Вильгельм принял решение посвятить свою жизнь тому, чтобы нести весть спасения людям Российской Империи.
Однако в памяти было еще свежо воспоминание о первой неудавшейся проповеди. Пришло понимание необходимости учебы в семинарии. Но в России того времени осуществить свое желание учиться в семинарии было невозможно, так как евангельские семинарии были еще запрещены. Он вспомнил о проповедях Чарльза Сперджена, слышанных в детстве, и стал думать о возможности поехать в Англию, в Лондон, в пасторский колледж, основанный Спердженом.

1.3. Учеба в Колледже Сперджена. 

После своего решения отправиться в Лондон, Вильгельм пошел в городскую библиотеку, нашел английский словарь, чтобы с его помощью написать открытку в колледж. Он написал адрес: "Колледж Сперджена, Лондон, Англия" и короткое послание: "Я хочу учиться, чтобы стать пастором".
Томас Сперджен, сын Чарльза Сперджена, который стал руководить колледжем после смерти отца, очень удивился посланию из России. Он сразу написал ответ с приглашением к учебе.
Приехав в колледж, Фетлер узнал, что он первый и единственный студент из Российской Империи. Для начала ему необходимо было выучить английский язык. Его способности к языкам проявились и здесь. К тому времени Вильгельм уже владел латышским, русским, немецким и еврейским языками. Вскоре он уже переводил выступления редких гостей из России в церкви Сперджена. 
Во время учебы в колледже в духовной жизни Вильгельма произошли события, которые открыли в новом свете его будущее служение как евангелиста.
В 1904 году в Уэльсе началось пробуждение, и он лично поехал туда, чтобы посмотреть, что там происходит. Увиденное произвело на Фетлера неизгладимое впечатление.
"После увиденного в Уэльсе Вильгельм возвратился в колледж и сказал своим товарищам: "Я понял разницу между обычной евангелизационной компанией и непосредственным движением Святого Духа" (1, стр. 14). С этого момента он начал задумываться об евангелизации России. "Доктор О. Смит вспоминает: "Читая историю Джона Нокса, он часто закрывал книгу и взывал к Богу: "Господи, дай мне Россию или пошли мне смерть…". "Если Джон Нокс мог молиться так о Шотландии, то почему я таким образом не могу молиться о России?" (2, стр. 151).
Вильгельм окончил Колледж Сперджена с отличием. Он бегло разговаривал на 10 языках. Томас Сперджен позже писал: Если бы Пасторский Колледж после смерти моего отца не сделал ничего другого, кроме обучения такого человека, как пастор Фетлер, то этого уже достаточно, чтобы оправдать его существование" (1, стр. 14).
У Фетлера была возможность остаться в Англии, получить кафедру, но он мечтал о далекой России, которая нуждалась в духовном пробуждении. 

2. СЛУЖЕНИЕ В РОССИИ

2.1. Служение в Санкт-Петербурге.

рг летом 1907 года. Он сразу влился в общину верующих, руководимых И.В.Каргелем. Началась его бурная деятельность по евангелизации в Санкт-Петербурге.
Он начал проводить собрания в салонах Н.Ф. Ливен и Е.И. Чертковой. С.П. Ливен вспоминает: "Около этого времени среди духовных работников выделился проповедник Василий Андреевич Фетлер. Его проповеди привлекали большое количество слушателей и зажигали сердца. Среди таких собраний нужно отметить собрания, происходившие в зале Петербургской Городской Думы" (3, стр.106). "Вскоре В.А.Фетлеру пришлось снимать для собраний два театра, два концертных зала, зал Государственной Думы и другие помещения в различных частях города. Ежедневно собиралось около трех тысяч слушателей. Главные собрания проходили в Тенишевском концертном зале, вмещавшем до семисот человек" (4, стр. 139).
Появились у него покровители из аристократии, высшего общества. Два премьер-министра, граф Витте и Петр Алексеевич Столыпин, под влиянием своих жен, которые посещали собрания Фетлера, благосклонно относились к его деятельности.
"Весной 1908 года состоялась встреча В.А.Фетлера с Л.Н.Толстым в Ясной Поляне"(5, стр.162). Будучи проездом в Тульской губернии, Фетлер решился на встречу с Толстым. В огромном парке они беседовали о важных и интересных религиозных вопросах. "Наконец я спросил его: "Если вы нашли абсолютную Истину, о чем говорят ваши произведения, почему вы не посылаете миссионеров донести ваши убеждения до больших народов?"… Ответ Толстого был примечателен и искренен…
"Я еще ищу!" (1, стр. 33,34). В 1910 году Толстой выразил желание еще раз встретиться с В.А.Фетлером. Но этой встрече не суждено было случиться. Вскоре после приглашения Толстой умер.
"В 1909 году В.А.Фетлер при поддержке баронессы М.Н.Ясновской, начал издавать еженедельный духовно-нравственный иллюстрированный журнал "Вера". Через год вместо этого журнала стал выходить журнал "Гость". В 1909 году было организовано книгоиздательство духовной литературы, публиковавшее ежегодно от девяносто до ста восьмидесяти восьми наименований книг и брошюр" ( 4, стр. 139 ).
Фетлер намеревался с Благой Вестью достичь все слои населения. Но как дойти до простых людей столицы? Он вспомнил опыт известного английского евангелиста Джинси Смита, который проводил ночные богослужения в Вестминстерской церкви в Лондоне. Ночные богослужения проводили и студенты колледжа в церкви Сперджена, чтобы засвидетельствовать о Христе простым рабочим, бездомным, кто опустился на самое дно жизни. Вильгельм решил воспользоваться этим опытом. На одном собрании он сказал, пришедшим на богослужение, что хотел бы, чтобы все разошлись по городу и раздавали евангельские брошюры и приглашали прохожих посетить ночное богослужение. К полуночи зал был переполнен богатыми и бедными, молодыми и старыми. Это нововведение Фетлера в Санкт-Петербурге дало свои результаты. Благодаря этим собраниям многие нашли путь к Богу.
Значительное место в жизни Фетлера занимали многочисленные ходатайства перед властями по вопросам вероисповедания. В своих ходатайствах он был решителен и неотступен. Он ходил на приемы в департамент духовных дел, в вероисповедную комиссию Государственной Думы, в Министерство внутренних дел, в Государственный совет до тех пор, пока не получал ответ на свое ходатайство.

2.2. Дом Евангелия.


В.А.Фетлер приехал в Санкт-Петербург

Наиболее яркой страницей в истории служения В.А. Фетлера в Санкт- Петербурге является строительство и служение в Доме Евангелия.
К 1910 году назрела настоятельная необходимость иметь для общины свой молитвенный дом. "По инициативе В.А. Фетлера и при его энергичном содействии, а также при поддержке Союза баптистов в 1910 году братья приступили к строительству самого большого молитвенного дома, названного Домом Евангелия. Проект этого дома был сделан архитектором И.В. Калибердой" (4, стр. 139). Интересно отметить особенность в планировке главного зала, рассчитанного на две тысячи человек. Чуть на возвышении планировалось место для хора на 120 человек. Нововведением было то, что хор должен был стоять лицом ко всем присутствующим. Для Фетлера пение хора также было еще одним способом возвещения Благой Вести. Имелись также еще два зала на четыреста и шестьсот мест.
Строительство Дома Евангелия завершилось менее чем за два года. В самом конце 1911 года состоялось открытие Дома Евангелия. "На торжественном открытии этого дома присутствовали многие видные деятели русского евангельско-баптистского движения, а также гости из-за границы: президент Всемирного союза баптистов д-р Мак-Артур из Нью-Йорка, д-р Мак-Кайг из Лондона, д-р Биштром - член шведского парламента" (5, стр.160).
Доктор А.Дж.Паркер, евангельский лидер Австрии и Новой Зеландии, также присутствовавший на открытии молитвенного дома писал: "В течение многих недель, вечер за вечером, Дом Евангелия был забит до отказа, повеяло новым веянием Духа" ( 1, стр.28).
Дом Евангелия стал центром евангелизационной работы в Санкт-Петербурге.
Графиня Черткова поехала в трущобы города и пригласила двести женщин из бедных семей в Дом Евангелия. Там уже лежали двести закупленных швейных машин "Зингер". Сначала графиня рассказала женщинам о Благой Вести. Затем объяснила им, как пользоваться швейной машинкой, чтобы они могли зарабатывать деньги своими руками.
По Санкт-Петербургу стала распространяться весть о том, что верующие, обратившиеся к Богу через проповеди В.А.Фетлера, отличаются от остальных людей своей честностью, старательностью и надежностью в работе. На фоне воровства и взяточничества это было удивительно. К Вильгельму Андреевичу стали обращаться аристократы с просьбой "направить к ним на работу "баптистских поваров, горничных, кучеров и других рабочих". Фетлер обращался к верующим: "Братья, идите и возите кареты; сестры, идите и готовьте как можно лучше, чтобы этим вы засвидетельствовали и прославили Господа!" (1, стр. 29).

2.3. Служение в Москве. 

В.А.Фетлер, после того как наладил работу в Санкт-Петербурге, стал думать о Москве.
Москву того времени можно назвать сердцем православия всей России. В Москве насчитывалось 1600 православных церквей и двадцать пять монастырей.
Вильгельм Андреевич предпринял смелый шаг. Приехав в Москву, он снял зал на улице Покровка 12, и начал проповедовать. Образовалась маленькая группа обращенных. Фетлер оставался пресвитером Санкт-Петербургской общины, и поэтому ему приходилось совершать частые поездки между Санкт-Петербургом и Москвой.
Во время очередного приезда в Москву верующие встретили Фетлера с газетой в Руках. В газете была помещена статья православного священника. "Текст гласил: "Москва подверглась нападению заклятого еретика, главы демонов, Вильгельма Фетлера". Он предупреждал, что верные члены Русской Православной церкви никогда не должны посещать его собрания. Указывалось также, что "глава демонов "проводит свои собрания по улице Покровка, дом двенадцать! (1, стр. 32). Это был уже намек на угрозу. Написать опровержение у Фетлера не было никакой возможности. Но статья, опубликованная в газете, имела обратный эффект. Фетлер вместе с новообращенными провели часть дня в молитве. Когда они вошли в помещение, где проводились богослужения, они обнаружили зал, заполненный до отказа людьми. Многие пришли посмотреть на "главу демонов" и высмеять его. Но Фетлер увлек аудиторию своей проповедью, и когда в конце служения он призвал к покаянию, вышло и покаялось 60 человек.
"Православные священники не на шутку встревожились и поместили в газете еще одну статью. Она гласила: "Православные Христиане! Что делается с нашей святой Русью? Что твориться с нашей Матушкой-Москвой? Тайная невидимая армия двинулась против нас - пошла войной против нашей святой веры… Только посмотрите на вражеский лагерь на улице Покровка, названной в честь покровской усыпальницы Пресвятой Богородицы! Есть ли верою то, что проповедует Фетлер? Он хочет разделить православных верующих, чтобы затем разрушить и истребить саму русскую землю… Православные! Проснитесь от вашего опасного сна! Отразите дьявольские стрелы Фетлера…. Пусть же глаза Владимира (Московского митрополита) увидят, что творится в епархии. Взгляните, Федор Иванович и иже с ним усопшие государи, посмотрите, как оскверняется Москва!… Как оскорбляют и глумятся над пресвятыми таинствами и святой государевой верой!" Статья открыто клеймила Фетлера как угрозу русскому государственному строю" (1, стр. 32-33 ).
Фетлеру на время пришлось прекратить богослужения. Но верующие продолжали собираться, они свидетельствовали другим людям в частных беседах.
Эти собрания привели к образованию в Москве общины баптистов.

3. СЛУЖЕНИЕ ВНЕ РОССИИ

3.1. Изгнание из России.

В последнюю субботу ноября 1914 года Фетлер проводил вечернее молитвенное собрание в Доме Евангелия. Во время собрания к нему пришли полицейские с распоряжением коменданта Санкт-Петербурга арестовать его и выслать в Сибирь. Ему даже не разрешили закончить собрание. Сборы были не долгими. Он собрался, и полицейские препроводили его в военную тюрьму. В этот же вечер Вильгельм Андреевич встретился с комендантом. Вот как тот вспоминает те события сам Фетлер: "Меня привели в тюремный кабинет. За столом сидел комендант. "Пастор Фетлер",- он обратился ко мне. "Да?", - отозвался я вопросительно. "Вы осуждены Кремлевским Верховным судом за преступление против государства. Вы приговорены к тюремному заключению и ссылкой в Сибирь". Он холодно на меня посмотрел и грубо добавил: "Но если вы подпишите эту бумагу и согласитесь на путешествие за свой счет, вам будут даны три дня, чтобы уладить ваши дела" (1, стр.45). Фетлер согласился и этим же вечером был дома.
В этой ситуации ему помогли его друзья из высших слоев общества. Спустя два дня после ареста специальным декретом императорского кабинета приговор Фетлера был изменен из ссылки в Сибирь на пожизненное изгнание из России. Ему были даны десять дней, чтобы собраться.
Эти десять дней Вильгельм Андреевич использовал, чтобы провести десять больших вечерних евангелизационных богослужений, которые посетили тысячи людей, и на которых покаялось пятьсот человек.
По истечению десяти дней, в последнюю ночь, Фетлер с семьей сел на корабль, плывущий в Стокгольм.

3.2. Служение в США.

Пол года Фетлер провел в Швеции. Он проводил евангелизационные компании в Швеции и Норвегии. На богослужения приходило до четырех тысяч человек.
В это время в Европе шла Первая мировая война. Немцами были захвачены в плен тысячи солдат. Фетлер решил нести Евангелие пленным в военных лагерях. Но для этого нужны были деньги и помощники. И он с семьей отправляется в Соединенные Штаты Америки.
Фетлер стал инициатором по созданию "Евангельского комитета по работе среди русских военнопленных в Европе" в Нью-Йорке. Это случилось 1 февраля 1916 года. Начался сбор денежных средств. Собранные средства шли на выпуск евангельской литературы. 
"28 ноября 1917 года в Берлине провела работу инспекторская комиссия, которая выявила, что за собранные в Америке деньги было выпущено и распространено в военных лагерях 1625754 единиц литературы. По данным комиссии, 900 военнопленных участвовало в распространении литературы, становясь, таким образом, добровольными помощниками; были отведены специальные бараки для проведения собраний.
Комиссия отметила, что в 36 военных лагерях, посещаемых служителями, покаялись, по крайней мере, 20000 военнопленных. К концу 1920 года более 500 уверовавших русских военнопленных окончили библейский курс, подготовленный Миссионерским Союзом" (1, стр. 49). Эти люди, возвратясь в Россию, мощным потоком понесли Евангелие от деревни к деревне, от города к городу.
Подошла к концу Первая мировая война. Россия нуждалась в грамотных религиозных лидерах. Фетлер в Нью-Йорке, во Второй Баптистской Церкви организовал Русский Библейский институт. Первый набор состоял из пятидесяти трех студентов, выразивших желание поехать в Россию миссионерами, евангелистами и пасторами. 
Столкнувшись с догматическими разногласиями, Фетлер переезжает в Филадельфию. Он решил основать новую Библейскую Школу для подготовки миссионеров для России и Восточной Европы. За ним последовали пятьдесят его студентов. Через короткое время Библейская Школа насчитывала уже 110 студентов, желающих трудиться в России и Восточной Европе.
В 1920 году первая партия миссионеров, состоящая из 23 человек, отплыла в Восточную Европу. 

3.3. Служение в Латвии. 

В 1923 году В.А.Фетлер переехал в Ригу - город, ставший столицей свободной республики Латвии, его Родины.
Приехав в Ригу, Фетлер снял кинотеатр, и стал проповедовать, призывать людей покаяться в грехах и принять Иисуса Христа как своего Господа и Спасителя.
Одним из результатов независимости Латвии было то, что Вильгельм Андреевич мог свободно проповедовать там, где считал это необходимо. Он проповедовал в городских парках, речных доках, тюрьмах, кладбищах, по радио. Даже на свадьбах он усматривал возможность донести Благую Весть до людей.
Назрела необходимость иметь свое помещение для собраний. Фетлер решил построить церковь и придумал название ей: "Храм Спасения". Верующие из Америки и Англии пожертвовали большие средства на строительство. Проект здания предусматривал несколько малых залов.
12 июля 1925 года был заложен первый камень. Через два года, в январе 1927 года, был открыт нижний зал, вмещающий 500 человек, а в августе того же года произошло торжественное открытие верхнего зала на две тысячи человек. На открытии присутствовали послы Америки и Англии.
В Храме Спасения существовали латышская, русская, немецкая и польская группы верующих. Они могли одновременно собираться в разных залах.
Вильгельм Андреевич обучал новообращенных самим благовествовать. В Храме Спасения он основал новую Библейскую школу для подготовки миссионеров. Некоторых своих молодых воспитанников Фетлер направил за границу учиться в верующих учебных заведениях. Это Колледж Сперджена и Всенациональный Библейский Колледж в Лондоне, Библейский Колледж в Суонси (Уэльс), Библейский Колледж "Эммануил" в Биркенхеде и Библейский Институт в Глазго в Шотландии.
Некоторые выпускники несли свое служение среди русских эмигрантов в Бразилии, Аргентине, Уругвае, Парагвае, Соединенных Штатах Америки, Канаде, Бельгии, Франции, Великобритании, Германии и Швеции.

3.4. Вновь служение в США.

Летом 1939 года Вильгельм Фетлер вместе с женой Варварой и детьми приехал в Нью-Йорк для участия в съезде Всемирного Союза Баптистов в Атланте, в качестве латвийского делегата.
Летом 1940 года в Латвию вошли войска Красной Армии. В Латвии начались гонения на верующих, их ссылали в Сибирь.
Брата Вильгельма Андреевича Роберта, служителя Храма Спасения, и его семью арестовали летом 1941 года и выслали в Сибирь, где через две недели изнурительных работ на угольной шахте он умер.
Получилось так, что Фетлер с семьей уезжал в Америку на съезд Всемирного Союза Баптистов, а оказалось, он уехал на новое место жительства. Фетлер получил американское гражданство. Но целью его служения по-прежнему оставалась Россия.
Он видел острую нужду в Библиях в России. Фетлер основал новое Русское Библейское Общество. Оно занялось новым переводом Библии на современный русский язык. Экземпляры Библии попадали в Советский Союз нелегально.
"С Фетлером произошел удивительный случай. Еще до Второй мировой войны в Латвии было отпечатано 60000 Библий на русском языке. Они еще не были переплетены и хранились в таком виде в сарае рядом с Храмом Спасения. Когда коммунисты захватили страну, солдаты Красной Армии заняли храм. Фетлер потерял всякую надежду, что эти библии когда-либо попадут к людям, тем более что времени, чтобы переплести их не было. Но 1955 году он получил из Москвы письмо от Александра Карева, Генерального Секретаря Всероссийского Союза Евангельских Христиан-Баптистов. "Эти Библии, - писал он, - в количестве 8500 штук ( часть шестидесяти тысяч, напечатанных в Латвии) получил Всесоюзный Совет Евангельских Христиан-Баптистов от латышских братьев. Полученными Библиями пользуются братья-труженники на ниве Божьей в Советском Союзе" (1, стр. 75-76) .
До конца своих земных дней Вильгельм Андреевич Фетлер оставался президентом Русского Библейского Общества. Он умер в августе 1957 года в возрасте 74 лет от сердечного приступа. Так закончилась жизнь человека, посвятившего себя служению России.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вильгельм Андреевич Фетлер был разносторонне одаренная от Господа личность. Помимо дара евангелиста, которым он служил Господу всю свою жизнь, Бог дал ему организаторские способности. У него был прекрасный баритон, которым он также славил Господа. Вильгельм Андреевич писал также стихи. Некоторые гимны на его стихи мы и сейчас поем на богослужениях. Например такие, как " Братья все ликуйте…", или " Навеки не оставлю святую Библию…".
Да и сам он был даром Бога своим детям. "Доброта, любовь, щедрость, сердце широкое, как мир, - все это делает его великим даром Божьим нынешнему поколению…" (2, стр. 153).
Рассматривая жизнь Вильгельма Андреевича Фетлера, мы видим пример полного посвящения служению Богу и жизни по вере. И это пример для всех детей Божьих.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Фетлер Джон. Служение России.
Одесса: Издательство "Богомыслие", 1997.

Коваленко Леонид. Облако свидетелей Христовых.
Киев: Центр Христианского Сотрудничества, 1997.

Ливен Софья. Духовное пробуждение в России.
Корнталь: Издательство "Свет на Востоке", 1967.

История евангельских христиан-баптистов в СССР.
Москва: Издательство ВСЕХБ, 1989.

Альманах по истории русского баптизма.
Санкт-Петербург: Христианское общество Библия для всех", 1997

Автор: Заботнов Игорь ( ) 
Дата публикации: 20/05/2002 


Материал взят с сайта  baptist.org.ru