Рубо Франц Алексеевич
(15.VI.1856. Одесса - 13.III.1928. Мюнхен)
Известный русский художник-баталист, основоположник панорамного искусства в России.
Родился в семье переселившегося в Россию небогатого французского коммерсанта. В 1865 г. девятилетний Франц был определён в Школу рисования и черчения, открытую в Одессе Обществом любителей искусств. В 1877 г. Рубо уезжает в Германию, где поступает в Мюнхене в Баварскую Академию художеств в класс известного баталиста Я.Брандта. Учась в Мюнхене Рубо не теряет связь с родиной: ежегодно во время каникул он приезжает в Россию, много путешествует по Кавказу, Средней Азии, Украине. Делает многочисленные зарисовки, изучает быт и нравы местного населения. Позднее в одном из своих писем он так пишет об этом: "...я родился и жил более двадцати двух лет в России, где получил своё образование, я всегда пишу картины из русского быта и русской боевой жизни, по всем этим признакам меня следует считать русским художником..."
После окончания Академии художеств в 1885 г. Рубо получает заказ на создание серии картин для Военно-исторического музея в Тифлисе, получившего впоследствии название "Храм славы". Кавказская тематика становится ведущей в творчестве художника в последующее десятилетие его жизни. Среди наиболее известных картин этого периода можно назвать "Караван в ауле" (1889), "Горцы" (1890), "Переправа через горную речку" (1885-95), "Кавказская разведка" (1885-95) и другие. Кавказский период творчества Рубо завершается созданием его первой панорамы "Штурм аула Ахульго" (1891). Она приносит художнику известность, его избирают профессором, руководителем батальной мастерской петербургской Академии художеств. В 1908 году Рубо избирается академиком, а в 1910 - действительным членом Академии художеств.
В 1910 г. Ф.Рубо начинает работу над эскизом панорамы "Бородино". Образ русского солдата давно волнует художника. Этой теме был посвящён ряд его произведений: картина "Живой мост" (1892), панорама "Оборона Севастополя" (1904) и др. В центре замысла панорамы "Бородино" также был русский солдат, его подвиг. Несмотря на ряд технических и финансовых трудностей Рубо удаётся к сроку закончить полотно, которое стало вершиной его творчества.
В конце 1913 г. Ф.Рубо выехал для лечения в Мюнхен, где его и застала Первая мировая война: в Россию он больше не вернулся.
Материал взят с сайта музея-панорамы "Бородинская битва" http://www.museum.ru/borodino