Воскресная прогулка от Маросейки до Солянки ч.5

Воскресная прогулка от Маросейки до Солянки ч.5

И так, Хохловский переулок. Пройдя по нему совсем немного, можно свернуть в лево на Колпачный переулок. На углу стоит дом, типичная городская усадьба 18-19 веков.

Колпачный переулок был назван по жившим здесь ремесленникам, делавшим головные уборы. Я не стала проходить его весь до Покровки. Примечательны дома начала 20 в., расположенные справа. Это владения №№ 9 и 11. Особняк № 9 был построен для владельца нотоиздательской фирмы Г. П. Юргенсона в 1912 г. архитектором В. Д. Глазовым.

Этому же архитектору принадлежит и проект дома № II, построенного тогда же для врача-окулиста К. В. Снегирева, женатого на одной из дочерей Юргенсона. Здесь у него была амбулатория, в которой он проводил прием пациентов, а его глазная лечебница находилась в доме по Хохловскому переулку (№ 1).

Слева от дома №9 стоит - здание, выходящее за красную линию (№ 10). Оно - один из редких в Москве памятников гражданского зодчества конца XVII столетия.

«Возможно, что нижний этаж относится и к более раннему времени. На втором этаже палат находились парадные и жилые помещения владельцев, а на первом - помещались слуги, находились кладовые и подсобные помещения. Для того, чтобы увидеть столь характерные для "московского барокко" декоративные детали, надо войти во двор, где с левой стороны находится крыло здания. Это здание, по преданию, принадлежало гетману Ивану Мазепе, как и весь большой участок, выходящий в соседний Старосадский переулок.»

То что сейчас предстает перед взором, если вы войдете во двор – просто ужасающе! Если помните, в описании лютеранской церкви, я говорила, что увидела во дворе необычное строение, находящееся в очень плачевном состоянии. Но я испытала настоящий шок, когда поняла, что эти «руины» и есть знаменитые палаты Мазепы.

Почему, то мне поскорее захотелось покинуть этот двор и я вернулась в Хохловский переулок. Когда-то он звался Садовнической улицей - по государевым садовникам, что жили здесь. Позднее эту территорию заселили выходцы из Малороссии, отчего местность стала называться Хохловкой (есть и другая версия происхождения этого названия - от имени князей Хохолковых-Ростовских).

Если подняться по переулку повыше, то слева можно увидеть старое белокаменное угловое здание (д.7). Это - сохранившиеся по сей день каменные палаты XVII века, выстроенные в форме буквы "Г" - "глаголицей", как говорили в старину.

Принадлежали они дьяку Емельяну Игнатьевичу Украинцеву (1641-1708), известному дипломату времён Петра I. С 1660 года Украинцев был подьячим Посольского приказа, проходил службу под начальством Афанасия Лаврентьевича Ордина-Нащокина, участвовал с ним в посольстве в Варшаву (1662-63 гг.) и в заключении Андрусовского перемирия 1667 г. с Польшей. В 1672-73 гг. являлся посланником в Швеции, Дании, Голландии; вёл переговоры об участии этих стран в военных действиях против Турции. Участвовал в подписании "Вечного мира" 1686 г. с Польшей. В 1689-99 гг. он управлял Посольским приказом (то есть являлся как бы министром иностранных дел), а в 1699-1700 гг. - был послом в Турции, где добился выгодного для России Константинопольского мирного договора 1700 г. Очень вероятно, что именно он привёз в Россию предка А.С.Пушкина - Ибрагима Ганнибала. В 1702-06 гг. руководил Провиантским приказом, затем был уличён в злоупотреблениях и, несмотря на 60-летний возраст, подвергнут телесному наказанию и денежному штрафу. В 1707-08 гг. Е.И.Украинцев вместе с князем В.Л.Долгоруким возглавлял посольство в Польше. С целью примирить венгерского князя Ф. Ракоци с австрийским императором Иосифом IV был послан в Венгрию, где и умер.

В 1709 г. двор дьяка передали князю М.М.Голицыну, генерал-фельдмаршалу, участнику многих петровских баталий (в том числе в подавлении стрелецкого бунта, в войнах против Турции и Швеции) и командовавшего гвардией в Полтавской битве. Затем дом перешёл к его сыну Александру, также генерал-фельдмаршалу и известному военному деятелю, отличившемуся в войне против Турции в 1769 г. Потом весь обширный участок был приобретён казной, и в декабре 1770 г. в палаты переехал архив Коллегии иностранных дел. Как писал мемуарист начала XIX века Филипп Филиппович Вигель (1786-1856), "для хранения древних хартий и копий с договоров ничего нельзя было приискать безопаснее и приличнее сего старинного шкапа с железными дверьми, ставнями и кровлей".

Дипломатический архив был одной из достопримечательностей Москвы в XIX веке. В первой половине 19-го столетия Архивом управлял известный дипломат и историк Алексей Фёдорович Малиновский (1762-1840). Под его началом готовилась первая публикация шедевра древнерусской литературы - "Слова о полку Игореве", регулярно издавались исторические документы России - грамоты и договоры.

Это было весьма престижное место для дворянской молодёжи, которая не особо жаждала надевать военный мундир. Там служили братья Киреевские и Тургеневы, Д.В.Веневитинов, И.А.Мусин-Пушкин, П.П.Свиньин, В.Ф.Одоевский, С.А.Соболевский, П.М.Строев, А.К.Толстой и многие другие выдающиеся представители русской культуры. Это о них в седьмой главе "Евгения Онегина" А.С.Пушкин писал:

Архивны юноши толпою
На Таню чопорно глядят,
И про неё между собою
Неблагосклонно говорят.

Сам Пушкин хорошо знал эти палаты, не раз бывая в архиве в поисках документов для "Истории Пугачёвского бунта". Заходил он сюда и в свой последний приезд в Москву в 1836 г. Здесь же собирал материалы для своей величественной "Истории Государства Российского" Н.М.Карамзин, а также Д.Н.Блудов, издавший последний том "Истории…" по завещанию автора, со всеми нужными ссылками, которые тот не успел сделать.

В 1874 г. архив Министерства иностранных дел Российской империи перевели на Моховую улицу (в усадьбу Стрешневых-Нарышкиных), а палаты в конце 1875 г. были переданы Московскому отделению Русского музыкального общества для классов недавно созданной консерватории, не имевшей пока ещё собственного помещения.

Зимой 1881/ 1882 гг. музыкальный издатель Пётр Иванович Юргенсон (1836-1903) выкупил у государства этот огромный участок и устроил в нём свою знаменитую нотопечатню. Юргенсон родился в Ревеле в бедной эстонской семье капитана шкиперского судна. В юности отправился в Петербург, где работал приказчиком в музыкальных магазинах Ф.Стелловского и А.Битнера, в 1859 г. стал управляющим нотным отделом музыкальной фирмы братьев Шильдбахов. Через 2 года фирма накрылась и 25-летний Юргенсон решился создать собственное предприятие - 10 августа 1861 г. на углу Большой Дмитровки и Столешникова переулка он открыл свой музыкальный магазин. Фирма Юргенсона с годами всё больше процветала и вскоре стала крупнейшей в России. Всего до 1912 г. ею было выпущено в свет 28 партитур опер и балетов, 300 партитур оркестровых произведений, 150 оперных клавиров, 2200 духовно-музыкальных композиций, свыше 2000 светских хоров, более 200 книг о музыке.

В нотопечатне в Хохловском переулке впервые увидели свет практически все произведения П.И.Чайковского. Сам Пётр Ильич не раз бывал здесь и даже мечтал поселиться. "Я ужасно люблю твой отставной архив с его феноменально толстыми стенами, с его живописным положением и характерностью", - писал он П.И.Юргенсону... В 1895 г. к особняку был пристроен 3-этажный корпус для нового здания фабрики.

После смерти Юргенсона в 1903 г. управление фирмой перешло к его сыновьям, а после Октябрьской революции компания была национализирована и на её базе создали издательство "Музыка".

Палаты имеют очень плачевное состояние. :(((

Здесь Хохловский переулок резко поворачивает влево и поднимается в горку. С правой стороны стоит церковь Троицы.

Известно, что она была здесь в 1636 г., но со временем пришла в ветхость. Новое здание церкви было выстроено женой окольничего И. И. Чирикова Евдокией Абрамовной. Она, "сетуя безутешно о кончине дочери своей Неонилы, в цвете лет своих скончавшейся, заложила 1696 года апреля 1-го ныне видимый нам храм и на отстроение оного употребляла изготовленное для замужество дочернее приданое", - рассказывает историк А. Ф. Малиновский.

В трапезной - придельный храм Владимирской Божьей Матери (одновременный храму) и храм Дмитрия Ростовского, освященный в 1757 г. Колокольня - середины XVIII в. Это типичный образец "нарышкинского барокко" с его композицией восьмериков на четверике, сочетанием белых орнаментальных деталей и кирпичных стен, резных наличников, угловых колонок.

По словам осведомленного москвича, в прошлом веке Троицкая церковь славилась своей феноменальной бедностью, ибо приход ее был небольшой, да в нем жило и немало иноверцев. "Митрополит Филарет обратил такие убогие приходы, как церковь Троицы, как бы в исправительные колонии для тех членов своего клира, которые провинились в незначительных проступках - переводил их из сравнительно богатых приходов в бездоходные".

В ходе реставрации над куполом поставлен прекрасной работы крест, восстановлены наличники, вновь засияли изразцы, выполненные, возможно, знаменитым мастером Степаном Полубесом.

Чуть дальше вверх по правой стороне я увидела вот это строение:

Что это, мне выяснить не удалось. Может быть кто подскажет?

На противоположной стороне - дом № 13, правая часть которого впервые обозначена на плане 1818 г. Потом дом надстраивался, слева делались пристройки.

В нем последние годы жизни провел писатель С. Г. Скиталец-Петров.

Я решила вернуться к палатам дьяка Украинцева и посмотреть, что за здание стоит на развилке Подкопаевкого, хохловского и Большого Трехсвяткого переулков.

Продолжение следует.

Материал взят с сайта bimka-bur.livejournal.com (запись от 20 ноября 2005 года)

П