06. Чистые пруды. Маросейка и Покровка
Санкт-Петербурга приезжали на коронацию государи,
сама столица переезжала по северо-западному направлению
туда-обратно. Но так завелось с XVIII века. До этого
главным направлением было северо-восточное.
От
площади Ильинские Ворота берет начало улица Маросейка.
Потом она называется Покровкой, после Садового кольца -
Старой Басманной, потом - Спартаковской, потом -
Бакунинской. Но, по сути, это одна и та же улица, один
путь, в XVII веке называемый Покровским, потому что
начинается он около Василия Блаженного, то бишь
Покровского собора, идет мимо стоявшей до 1777 года на
месте нынешнего дома N2 по Маросейке церкви Покрова и
церковью Покрова же в Рубцове заканчивается. А Покров -
особый праздник для православной России, которая в
окружении враждебных конфессий видела себя таким градом
Китежем, защищаемым Покровом Богородицы, заступницы всея
Руси перед престолом Вседержителя. Покровский путь -
царский путь. По нему в свое любимое Рубцово к цветникам
с первыми, только что привезенными в Россию розами ездил
Михаил Федорович. В свое любимое Измайлово, к прудам и
зверинцу, ездил Алексей Михайлович. В свое любимое
Преображенское, к военным потехам и девкам Немецкой
слободы, ездил Петр Алексеевич. По нему в 1698 году
везли на свиньях гроб боярина Ивана Михайловича
Милославского, предводителя враждебной молодому Петру
партии. Доставив в Преображенское, гроб поставили под
плаху, где летели стрелецкие головы. В раскрытый гроб с
эшафота лилась кровь последних ревнителей древнего
порядка. Покровы были сорваны.
В 1893 году
историк А.Д.Покровский (sic!) писал об этой улице как об
отличающейся "и чрезвычайной густотой населения, и
скученностью громадных построек, и необычайной даже для
Москвы их нечистоплотностью и антисанитарностью".
Скученная застройка в пожар 1812 года была спасена: дом
N2 по Покровке занял маршал Мортье, военный губернатор
Москвы, - так что на нынешних Покровке и Маросейке можно
найти немало древних сооружений, спрятанных за лепниной
позднейшего времени, вроде дома N17 по Маросейке,
построенного еще Баженовым и занимаемого ныне
посольством Беларуси. С 1793 года им владели Румянцевы:
знаменитый П.А.Румянцев-Задунайский, гроза турок,
забияка, матерщинник и, по слухам, внебрачный сын Петра
Великого, и его сын - Н.П.Румянцев, коллекционер и
библиофил, основатель публичного Румянцевского музея и
современной Ленинской библиотеки. Напротив - одна из
лучших построек Казакова, небольшая церковь
Косьмы и Дамиана (1793-1803), в 1972 году
приобретшая выигрышный фон, стеклянный многоэтажный
параллелепипед. Чуть далее, на углу с Потаповским
переулком, с 1697 до 1936 года стояла знаменитая на всю
Москву громадная церковь Успения, построенная мастером
Петром Потаповым, - предмет восхищения Баженова,
равнявшего Успение в Котельниках с Василием Блаженным.
От мастера осталось название переулка, от церкви же -
скромный двухэтажный домик причта (Покровка, 5) и сквер,
чьи тропинки имеют форму креста, внутреннего храмового
пространства.
В Армянском переулке жили понятно
кто - с XVIII века еще, когда здесь поселился выехавший
из Персии с большим семейством, дальними родичами и
слугами богатый армянин Л.Н.Лазарев. По его завещанию, в
доме N2 было устроено в 1815 году училище для детей
беднейших соплеменников, с 1848 года ставшее Институтом
восточных языков. Теперь здесь - посольство
Армении.
Материал взят с сайта nescafe.afisha.ru