Маросейка и Покровка

Маросейка и Покровка

...И выйдя из метро, оказываемся на Маросейке (улица названа по находившемуся в этих местах малороссийскому подворью; впоследствии название исказилось).

Дом номер 5 - Храм Николая Чудотворца в Клённиках.

...Еще в 1468 г. на этом месте великий князь Иван III в память о сильном пожаре, разбушевавшемся в этих местах, но так и не перекинувшемся на Кремль, построил церковь во имя преподобного Симеона Дивногорца.

Каменный Никольский храм появился здесь в 1657 г. Народ сразу окрестил его отличительным названием "Никола на Покровке в Блинниках" - рядом находились славящиеся пылом и жаром китайгородские блинные. Впоследствии, уже в XVIII в., название, по одной версии, для удобства произношения, трансформировалось в "Никола в Кленниках". По другой - было переименовано так в честь бывшей неподалеку кленовой рощи.

В 1690 г. надстроили верхний этаж (Казанской иконы Божией Матери). От первоначального здания сохранился лишь высокий подклет, послуживший основанием для нового храма, строительство которого началось после пожара в 1701 г. Тогда верхнюю часть храма разобрали, надстроили высоким верхним помещением с алтарем и притвором. С юга пристроили новый придел Казанской иконы Божией Матери. В 1749 г. построили 3-ярусную барочную колокольню и частично перестроили фасады церкви.

* * *

В 1910-е годы в церкви священствовал Алексей Алексеевич Мечёв, причисленный к лику святых Русской православной церкви в 2000 году. У о. Алексея бывали о. Павел Флоренский, философ Николай Александрович Бердяев, профессор С.И. Кузнецов, поэт Георгий Иванович Чулков, искусствовед Сергей Николаевич Дурылин, скульптор А. С. Голубкина, художники М. Н. Нестеров и Л.А. Бруни, иконописец М.Н. Соколова; (группа иконописцев под руководством монахини Иулиании трудилась здесь в 1920-е годы; после ее кончины в в 1980 году кружок продолжал существовать под руководством ее преемников вплоть до 1988 года, когда на его основе при Московских духовных школах была создана Иконописная школа).

Церковь закрыта в 1931 году, храм и колокольня были обезглавлены. В храме разместили сначала склад, а позднее - кабинеты Центрального комитета ВЛКСМ.

В 1990-м году храм был возвращён РПЦ, были восстановлены главы, кресты и внутреннее убранство. Проходят регулярные богослужения.

Еще один вид на Храм Святителя Николая в Кленниках.

Обратим внимание на дом, стоящий рядом с храмом. Это здание бывшего ЦК бывшего ВЛКСМ (Маросейка, 3/Лубянский проезд, 13). И хотя фотография не слишком удачна с точки зрения изображения собственно здания ЦК - я не мог пройти мимо.

Здание бывшего ЦК ВЛКСМ построено в 1928-1929 гг. по проекту архитектора В.Д. Цветаева. В его основе "спрятаны" корпуса Николо-Угрешского подворья начала XIX в. Первоначально оно называлось "Дом трестов". С 1935 г. в здание въехал ЦК ВЛКСМ. В мае 1990 г. его "жители" образовали Российский Союз Молодежи.

Угловая часть конструктивистского здания, выходящая на улицу Маросейка, приподнята над основным объемом, закруглена и "работает" одновременно на две стороны. Закругление подчеркнуто прямоугольными балконами, выходящими углом в сторону перекрестка. Внизу угловая часть обработана полукруглыми колонками без баз и капителей. Со стороны Лубянского проезда перед округлением на высоту четырех этажей тянется вертикальный витраж, характерный для модерна и конструктивизма. Верхняя, приподнятая часть здания напоминает капитанский мостик, отчего все здание вызывает отдаленные ассоциации с кораблем.

* * *

Интересны взаимоотношения ЦК ВЛКСМ и церкви. С точки зрения истории и общественных настроений, если позволите.

В 1928-1929 гг. здание возведено на месте и на основе Николо-Угрешского подворья. После закрытия Храма Святителя Николая в Кленниках в 1931 году в нем размещались кабинеты работников ЦК ВЛКСМ.

А в 90-е годы XX века "колесо повернулось" в другую сторону - правительство Москвы постановило передать храм церкви.

Следующий дом по нечетной стороне - дом номер 7.

Здание Товарищества печатания, издательства и книжной торговли И.Д. Сытина, построено архитектором А.Э. Эрихсоном в 1912-1913 годах и перестроено по его же проекту в 1914-1917 гг.

Это одно из самых высоких зданий на Маросейке, а на момент постройки - было самым высоким на улице.

В здании на Маросейке располагались контора и склад книжного издательства И.Д. Сытина.

Иван Дмитриевич Сытин, выходец из костромских крестьян, стал к концу XIX века крупнейшим издателем, выпускавшим дешевые и хорошо изданные учебники, детские книги, сочинения классиков, православную литературу, журнал "Вокруг света" (его Сытин купил в 1891 и журнал становится излюбленным чтением русского юношества, в качестве литературных приложений журнал печатал классиков мировой литературы М. Рида, Ж. Верна, А. Дюма, В. Гюго, Конан-Дойла и др.), газету "Русское Слово" (с 1895, к 1917 ее тираж достиг 1 млн. экз. - фантастической цифры для того времени). С 1895 года он стал издавать "Библиотеку самообразования". Всего в ней было выпущено 47 книг по истории, философии, экономическим наукам, естествознанию.

В 1904 по проекту того же А.Э. Эриксона на Пятницкой было выстроено большое 4-х этажное здание типографии с современным оборудованием (нынешняя Первая Образцовая).

После установления в стране советской власти все предприятия И. Д. Сытина были национализированы, а он сам выполнял различные работы по поручению правительства - организовывал выставку российских картин в США, вел переговоры о концессиях с Германией.

В 1928 году ему была назначена персональная пенсия (фактически - И.Д. Сытин - первый в СССР персональный пенсионер), а за его семьёй была закреплена двухкомнатная квартира.

Обратим внимание на начало четной стороны Маросейки.

Угловой дом (Маросейка, 2/15 строение 1, Лубянский проезд, 15/2) - главный дом обширной усадьбы графини В.П. Разумовской, в состав которой входила земля упраздненной в 1777 году церкви Покрова. Законченный в 1796 году дом относится к распространенному в период классицизма типу построек, оформлявших углы двух улиц - основой композиции служит угловая ротонда с бельведером, к которой примыкают трехэтажные крылья. В 1864 году была частична изменена деталировка фасадов, в 1894 году были перепланированы интерьеры и в первом этаже появились торговые помещения.

В 1975 году в дому устроен вестибюль станции метро "Китай-город".

Дом этот, надо сказать, был построеен по весьма печальному поводу: муж предложил графине Разумовской расстаться навсегда и жить отдельно.

Дворец Разумовской упомянут в "Войне и мире" на страницах, описывающих Москву перед приходом французов: "У угла Маросейки, против большого с запертыми ставнями дома, на котором была вывеска сапожного мастера, стояли с унылыми лицами человек двадцать сапожников, худых, истомленных людей в халатах и оборванных чуйках."

По приходу французов дом занял наполеоновский маршал Мортье, назначенный военным губернатором Москвы (после ухода французов из Москвы в городе остался трёхтысячный арьергард во главе с Мортье для взрыва Кремля; полностью намерение Наполеона осуществить, к счастью, не удалось).

Купленный впоследствии купцами, дом подвергся переделкам, но основные его линии сохранились. После революции тут было общежитие Центросоюза. Адрес "Маросейка, д. 2/15, общежитие Центросоюза" встречается в одном из писем В.И. Ленина; затем в доме располагался Институт востоковедения имени Нариманова. В 1971 году тут открылось весьма уютное, стилизованное под старину кафе "Маросейка".

Следующий по четной стороне дом 2/15 - доходный дом купцов Еремеевых с номерами и гостиницей, перестроенный в 1852-1854 гг. из флигеля усадьбы В.П. Разумовской постройки 1797 года.

Именно на месте владения номер 9 по Маросейке в 1669-1730 гг. находилось Малороссийское подворье, давшее название улице (сохранилась запись в Малороссийском приказе "О покупке в казну брусяных хором боярина А.С. Шеина и о перевозе их на гетманское и Малороссийское подворья на улицу Маросейку", датированная 1690 годом).

Здесь останавливались приезжавшие с Украины (Малороссии) дипломаты, купцы, церковные деятели. В середине XVIII в. владение принадлежало греку Бубуке, сдававшего его в наем. В 1820-е гг. дом снимал весьма известный в светских кругах сенатор, тесть поэта Дельвига, М. А. Салтыков, у которого бывал А. С. Пушкин и про которого он писал Дельвигу: "Кланяйся от меня почтенному, умнейшему Арзамасцу, будущему своему тестю, а из жены сделай Арзамаску непременно".

Сегодня от подворья практически ничего не осталось. Его часть, скорее всего, вошла в объем построенных здесь доходных домов (комплекс доходных домов П.А. Хвощинского - О. Н. Булыгиной).

В XIX веке в доме на углу Маросейки и Златоустьинских разместился один из известнейших московских гастрономов - магазин купца А.Д. Белова. "На доме Хвощинского красуется золотая вывеска, отмеченная свиной головой: такова странная эмблема гастрономии, которою отличил ее купец Белов..."

Угловой дом с посудным магазином Дютфуа (обратите внимание на панно непосредственно над угловым входом) возведен в 1872 году (архитектор А.Л. Обер). Особый интерес в этом эклектичном здании представляет керамические изразцовые панно в простенках между витринами. На жемчужно-серой плоскости панно изображены переплетенные между собой розовые ленты и белые бусы с бирюзовыми подвесками. Подобный рисунок панно, навеянный мотивами графики художников "Мира искусства" и линеарной эстетикой стиля модерн начала XX века, нигде более в Москве не встречается.

В 1893 году к перестройке части дома приложил руку талантливый архитектор А.И. Иванов-Шиц., а в 1910 году фасады дома еще раз переделывались. Архитектором П.Л. Щетининым.

Маросейка, 11 - Знаменитый "дом Нарышкина-Рагузинских".

Официальное название - "Малороссийское подворье, XVII-XVIII вв. Надстройка 3 этажа и оформление уличного фасада нач. XIX в.".

В основе здания - палаты, выстроенные в конце XVII в. для В.Ф. Нарышкина.

Первоначально двухэтажное здание было выстроено в духе московского барокко.

На втором этаже находился зал, занимавший всю ширину здания.

Предполагается, что верхний, третий ярус образовывали деревянные жилые «хоромы», к которым вела наружная лестница.

В 1702-1707 гг. по распоряжению Петра I в палатах помещалась школа пастора Э. Глюка.

После пожара 1707 г. усадьбу получил во владение С.Л. Рагузинский.

Именно при нём был надстроен третий этаж с общей равновысокой кровлей.

Сохранилось прежнее деление стены на прясла, не всегда равные и с разнообразным ритмом окон.

Поражают нарядные формы декора: сдвоенные колонки на постаментах, наличники, узорчатый карниз над вторым этажом и балюстрада галереи-гульбища.

Всё это обусловило живописность здания, которое заметно выделялось среди окружающей застройки того времени.

Ныне существующая объёмная композиция здания, скорее всего, окончательно сложилась в середине XVII- второй половине XVIII вв.

С 1764 г. домом владел М. Д. Кантемир (капитан-поручик лейб-гвардии Преображенского полка, сын Д.К. Кантемира.), а позже - фельдмаршал Н.В. Репнин.

В этот период надстраивается кирпичный верхний этаж, сооружены боковые крылья с домовой церковью.

Сдержанный тон архитектурных решений, зафиксированных в альбомах известного архитектора М.Ф. Казакова, свидетельствуют о том, что фасад был декорирован в стиле барокко.

В 1825 г. здание перешло во владение Человеколюбивого общества.

Общество, к которому перешел дом, открыло в нем богадельню, лечебницу для приходящих и училище для бедных девиц, а впоследствии Елисаветинскую женскую гимназию.

В результате реставрационных работ (1832-1833 гг.) на уличном фасаде был полностью сбит барочный декор и создано ныне существующее оформление в стиле ампир с лаконичными гипсовыми орнаментальными деталями на гладкой поверхности стен. Со стороны же двора были восстановлены фрагменты наружного убранства "большой палаты" - белокаменные наличники и консоли конца XVII в.

Спасоглинищевский переулок - получил название в XVIII веке по церкви Спаса Преображения "в Глинищах", которая стояла в Малом Спасоглинищевском переулке и впервые упоминается в 1460 году.

Еще один вид на Большой Спасоглинищевский переулок.

Справа - доходный дом А.К. Расторовой (дом номер 6; построен в 1912-1914 гг.; архитектор Д.М. Челищев; после 1917-го дом отдали в ведении ЦК КПСС, как и многие доходные дома в округе).

Маросейка, 10.

Доходный дом Р. А. фон Кольбе построен в 1899 году (по другим данным, в 1901 году) по проекту архитектора Э.С. Юдицкого, имевшего в Москве обширную архитектурную практику. Верхние два этажа доходного дома надстроены в 1932 году.

Стоит отметить, что в 1897-1901 гг. здесь жил выдающийся физик П.Н. Лебедев - основатель первой в России научной физической школы, профессор Московского университета с 1900 по 1911.

Пётр Николаевич Лебедев впервые получил и исследовал миллиметровые электромагнитные волны. Открыл и измерил давление света на твёрдые тела и газы, количественно подтвердив электромагнитную теорию света.

Имя Лебедева носит Физический институт РАН, кратер на обратной стороне Луны и улица на территории МГУ на Воробьевых горах.

Маросейка, 12.

Здание Товарищества резиновой мануфактуры "Треугольник" в Москве построено в 1913-1914 гг. Архитектор М.С. Лялевич.

Дом производит немосковское впечатление. Оно не обманывает: Лялевич, в основном, строил в Петербурге - перед нами северный вариант классического модерна.

Раньше на этом месте стояли старинные Куракинские палаты.

После революции здесь располагался Резинотрест, потом Министерство химической промышленности СССР, затем - Министерство машиностроения СССР.

В послесоветские времена здание занимала Федеральная служба налоговой полиции (помните сериал "Маросейка, 12"?), а сейчас располагается Служба по контролю за оборотом наркотиков.

Маросейка, 14 - Церковь Космы и Дамиана на Маросейке (1791-1793 (отделка закончена к 1803 году), архитектор М.Ф. Казаков).

"...На темном фоне стекляняой призмы - высокого министерского здания 1972 года постройки - четко вырисовываются оригинальные контуры бывшей церкви Косьмы и Дамиана (1793-1803 гг., архитектор М.Ф. Казаков). Талантливый мастер как бы сложил этот храм из простейших геометрических фигур - цилиндров и полусфер. Гармоническое сочетание объемов придает этому небольшому сооружению теплоту и очарование. В 1958 году памятник подвергся реставрации, в 1972 году вокруг него установлена ограда..." (Ю. Федосюк, "Москва в кольце Садовых").

Деревянная церковь на месте нынешней упоминается сгоревшей в 1547 и 1629 годах. Старая каменная церковь, стоявшая на месте нынешней, упоминается в летописи в 1639 году.

Церковь выстроена на месте древней обветшавшей церкви. Строительство велось на средства М.Р. Хлебникова, владельца дома, стоявшего по другую сторону улицы (Маросейка, 17); обновлялась в 1893 году.

С XIX века по 1922 год отходящий от Маросейки у апсиды церкви переулок назывался по ней Козьмодемьянским (Космодамианским). Теперь это Старосадский переулок.

Особняк, находящийся по адресу Маросейка, 17, построенный в 1780-1782 гг., первоначально принадлежал купцу (по другим данным - полковнику) М.Р. Хлебникову, купившему под застройку в 1774 году участок земли, ранее принадлежавший дочери губернского прокурора Ладыженской (в дальнейшем были куплены еще два прилегающих участка - принадлежавший купцу Ивану Пастухову и принадлежавший церкви Косьмы и Дамиана).

По одной из версий, руководителем работ считается известный архитектор М.Ф. Казаков, по мнению других специалистов, основную роль в проектировании и строительстве сыграл В.И. Баженов. В пользу этой версии свидетельствует и схожесть планов городской усадьбы с собственным домом Баженова и некоторыми из его царицынских построек. Отдельные элементы фасада, сохранившиеся в практически неизменённом виде до наших дней, имеют заметное сходство с творчеством этого зодчего.

С 1793 года этим дворцом владел выдающийся полководец П.А. Румянцев-Задунайский, с 1797 года - его сын, известный своими художественными увлечениями коллекционер Н. П. Румянцев, основатель богатейшего Румянцевского музея. У него бывали Н. М. Карамзин, И. И. Дмитриев, В. А. Жуковский, П. А. Вяземский и другие видные представители интеллигенции начала прошлого века. В доме давал представления театр, составленный из крепостных Румянцева.

В 1840-е годы дом переходит в купеческие руки. При последних его владельцах - купцах Грачевых здание получило современный вид - в 1880-е гг.по заказу хозяина классика была существенно переработана архитектором Г.А. Кайзером - и фасад украсили женские фигуры и декор. Также появился герб с ангелами и буквой "Г" в овале. Герб указывал на нового владельца купца М.С. Грачева.

Часть помещений сдавалась под конторы и магазины, В 1912 году на втором этаже находился московский филиал электротехнической фирмы "Сименс - Шуккерт", которым заведовал Л. Б.Красин.. Никто из клиентов и предполагать не мог, что главное занятие изысканно одетого и деловитого инженера - активная нелегальная деятельность по выполнению ответственных заданий большевистской партии, а работа в фирме - только "крыша".

Сейчас в здании находится посольство Республики Беларусь.

Незаметно закончилась Маросейка и началась Покровка.

Улица названа по церкви Покрова Божьей матери, или Покрова в Садех (у великокняжеских садов), впервые упомянутой в 1488г. и находившейся в начале Маросейки, на месте дома номер 2 (Маросейка до конца XVIIв. не выделялась в особую улицу; В XVIIIв., наоборот, Маросейкой стали называть улицу вплоть до Покровских ворот, а Покровкой - только улицу в Земляном городе; и только в XIXв. границей между Маросейкой и Покровкой стал считаться Армянский переулок).

Церковь ( сначала бывшая собором Покровского великокняжеского монастыря; затем, после ликвидации монастыря - приходская церковь) была снесена около 1778 года при организации усадьбы Разумовских.

В самом начале Покровки (почти в самом начале) стоит дом 1/6.

Это доходный дом Карзинкиных, построенный на месте усадьбы Хитрово-Левашова в 1871 г. (архитектор В.В. Барков), в его основе флигель усадьбы.

Интересен также дом 1/13 по Покровке, частично видимый в левой части фотографии.

Этот дом можно назвать примером "точечной застройки" начала прошлого века. Он появился в 1913 г. на месте сада, который находился перед главным домом усадьбы Хитрово-Левашова, и отгородил ее от Покровки (могло быть хуже - первоначально на этом месте предполагалось построить многоэтажный доходный дом; проект был уже готов, но что-то не сложилось).

Владельцами построенного дома также были купцы Карзинкины, которые разместили в нем чайный магазин. Снаружи магазин был довольно прост, но оформление интерьеров полностью соответствовало его назначению. Долгое время интерьеры сохранялись, поскольку в здании была булочная-кондитерская. Но в 1990-е гг. дом реконструировали и от былого оформления ничего не осталось.

На сайте "Моя Москва" можно посмотреть, как выглядит дом 1/13 сейчас.

На деньги Карзинкиных был построен корпус для грудных детей Морозовской больницы. Назван он был в память в память умершей от туберкулеза Софьи Андреевны Карзинкиной.

О династии Карзинкиных на Википедии.

Четная сторона Покровки начинается с череды доходных домов. Как и в начале Маросейки - стоят они подряд, стена к стене.

Дом 2, на углу со Старосадским переулком.

Доходный дом в составе городской усадьбы К.И. Генике - С.К. Леоновой - доходного владения П.Д. Ахлестышева (построен в 1830-х гг., перестройка 1870-е гг).

Дом 4 по Покровке - относится к "доходной" застройке XVIII-XIX веков. Трехэтажный "послепожарный" дом с мезонином. Его левая часть была выстроена еще в 1840 году, а спустя 30 лет дом был перестроен. Во второй половине XIX века здание дополнили обрамлениями оконных проемов. Тогда же, по-видимому, была изменена и форма мезонина, Примечательно, что во дворе фасад дома имеет наружные открытые галереи - в настоящее время в Москве почти повсеместно исчезнувшие.

В глубине двора, находились палаты князя Долгорукого, сооруженные еще до московского пожара 1812 года.

Напротив дома расположен небольшой сквер. Это все, что осталось от гениального творения - храма Успения Пресвятой Богородицы в Котельниках (посмотреть на сайте www.oldmos.ru), которым восхищались Растрелли. и Баженов. Храм был построен в 1696-1699 гг. на средства московского купца И. М. Сверчкова мастером П. Потаповым. До этого здесь стояла деревянная церковь, известная еще с 1511 года. Здание было одним из самых значительных и оригинальных сооружений в стиле московского барокко. Достоинства этого шедевра послужили основанием для легенды о специальной охране, выставленной Наполеоном у церкви ("русский Нотр-Дам"!), чтобы уберечь её от пожара и разграбления.

Церковь уничтожили в 1936 году, чтобы расширить проезд по улице.

По адресу Покровка, 3 "прописаны" два дома:
- Покровка, 3 / Девяткин, 7. Дом Забелиных - Куприянова (угловой);
- Покровка, 3. Дом княгини Мещерской (вдоль улицы, на фотографии справа).

Доходный дом С.М. и С.С. Забелиных - М.П. Куприянова построен предположительно в 1875 году.

Сейчас здание занимает Альфа-Банк.

Дом княгини М.П. Мещерской построен на рубеже XVIII-XIX вв.

Сейчас дом занимает ресторан с поразительно остроумным названием "Петров-Водкин" (к художнику К.С. Петрову-Водкину. никакого отношения, естественно, не имеющий).

И дом 3/7, и дом 3 с момента постройки неоднократно меняли владельцев.

С этими домами связаны имена М.Е. Салтыкова-Щедрина, А. А. Фадеева., Михаила Светлова..

На углу Покровки и Потаповского переулка в начале XVIII в. находилась одна из старейших частных аптек Москвы - аптека Г. Г. Соульса.

Петр I лично выдал привилегию на ее содержание. Позже аптекой владели Таненберги, И. Н. Яниш, И. Е. Шильдкетт. Примечательно, что в 1812 году с чердака этого дома обстреляли Наполеона и его свиту, проезжающих по Покровке.

С конца 1816 года аптеку арендует выдающийся русский ученый, доктор медицины и хирургии, профессор химии в Московском университете Ф.Ф. Рейс. Он знаменит, прежде всего, научными работами в области аналитической химии. При содействии Рейсса в районе Остоженки открыли Лечебное заведение минеральных вод.

В этой аптеке, которой управлял Г. Ф. Гельц, по рецептам Рейсса приобретали составы из солей для приготовления дома вод различных наименований. Продавали здесь и многие целебные травы в сушеном виде.

Позже аптека перешла к семье Миндеров. Ее перевели на противоположную сторону улицы и стали именовать "Покровской". А дом №7 вскоре перешел в руки купца Хлебникова. В угловом строении разместили музыкальную торговлю и мастерскую Фуртвенклера, гастрономический магазин П. Белова. Во второй половине XIX в. в доме жил П. И. Бартенев., издатель "Русского архива", а также известный ботаник А.Н. Петунников.

К 1930 году все постройки снесли и на этом месте по проекту архитектора К.В. Аполлонова построили один из жилых домов кооператива "Военный строитель" (Покровка, 7/9).

В 1930-е гг. в нем находилась редакция газеты "Красная звезда".

Надо сказать, что кроме этого дома кооператив "Военный строитель" построил еще несколько домов в Москве. Дом на Покровке, как и построенный в 1929-1931 гг. по проекту архитекторов К.В. Аполлонова и Н. Якобсона дом 12 строение 2 по Чистопрудному бульвару - можно назвать "скромным".

Посмотрите для примера, на дом 17 по Лубянскому проезду (в котором, кстати, жили Анатолий Константинович Серов и его жена Валентина Серова.), дом 16 по Малой Никитской улице или дом 12 строение 4 по Чистопрудному бульвару (1933-1936 гг.; проект архитектора А.Ф. Волхонского).

Покровка, 9 - усадьба Т.Н. Щербакова - Арбатских начала XIX в.

Перестраивалась во второй половине XIX в., в 1887 г. (архитектор Д.Д. Подлужский), а также в 1890-е и 1990-е гг.

Так что теперь, глядя на этот дом, представить себе усадьбу трудно.

Переписные книги города Москвы сообщают, что это владение в XVIII веке принадлежало представителям старинного и знатного рода Собакиных. Их предок Ольгард (крещеный Дмитрием) выехал к великому князю Михаилу Ярославичу Тверскому в 1294 году из датской земли. Один из бояр Собакиных был женат на сестре великого князя Ярослава Ярославича, правнук его служил у Иоанна IV.

Марфа Васильевна Собакина была третьей супругой Иоанна Грозного. Многие представители этого рода убиты в сражениях. Последний владелец участка в конце 1770-х годов - Михаил Григорьевич Собакин.

Появление в 1860-х гг. Курского вокзала вызвало строительство новых каретных лавок. Самая знаменитая из них и самая старая размещалась в двухэтажном доме №9 купцов Арбатских, вероятно, выходцев с Арбата. В то время фирменным товаром для всего города были кареты. Вот, что писал знаток Москвы П. Вистенгоф: "Если вы желаете купить экипаж, адресуйтесь на Покровку к Арбатскому". Вспоминает популярного каретника в своих очерках и Салтыков-Щедрин. А в знаменитой комедии А. Островского "Свои люди - сочтемся" Липочка просит Лазаря Елизарыча купить именно ту коляску, которую они присмотрели в экипажной мастерской у Арбатского.

В 1917 году в этой усадьбе жил Б.И. Россинский - "дедушка русской авиации", как его называл В. И. Ленин. Борис Иллиодорович одним из первых в России начал систематически осуществлять полеты на самолетах, пропагандируя успехи авиации. Плакат 1910 года называл его первым пилотом-москвичом. О его популярности свидетельствует тот факт, что у него на квартире уже тогда стояли 2 телефона. Ему звонили отовсюду, приглашая выступить на собственном аэроплане перед публикой. Кроме того, несмотря на то, что он был шеф-пилотом у будущего "главного врага народа" Троцкого, никаких репрессий к нему не применяли.

Покровка, 11.

Доходный дом Церкви Троицы на Грязех был построен в 1908 году по проекту архитектора М.Н.Глейника.

Перестроен в 1950 г. Видимо, тогда появились выделяющиеся на фасаде верхние этажи (заметьте - балконы на достроенных двух этажах стилизованы под балконы на "старой" части дома, но достаточно грубо).

На этой территории располагалось владение купца Летошина, а позже вдовы солдата Семенева. С правой стороны оно примыкало ко двору известного архитектора И. Ф. Мичурина. Следующими владельцами были С. И. Соболев, часовых дел мастер Оружейной палаты Г. Павлов, а в начале XIX в. - университетский фельдшер Я. А. Батманов. После него владение перешло к Карповым, у наследников которых находилось до 1906 года.

У них снимал квартиру выдающийся ученый Ф. А. Слудский, механик и геодезист, основоположник российской геофизики, выпускник Московского университета (а впоследствии - преподаватель, почетный профессор и декан физико-математического факультета Московского университета).

Ключевые его работы посвящены исследованиям о силе земного притяжения. Учениками Слудского были Н. Е. Жуковский., И. С. Громыка и др.

Квартирантом дома был и другой выдающийся профессор - П. К. Худяков, ученый в области прикладной механики, преподававший в Императорском московском техническом училище. Его учебники по сопротивлению материалов в то время считались лучшими, а руководства и атласы Худякова сыграли значительную роль в развитии отечественного машиностроения.

Покровка, 13.

Храм Троицы Живоначальной на Грязех у Покровских ворот (1745-1752 гг., 1826 г., 1856-1861 гг., архитектор М.Д. Быковский).
Церковь была построена на средства надворного советника Е.В. Молчанова и включила в себя постройки 1745-1752 и 1825 гг.

Впервые церковь на этом месте упоминалась в 1547 году как церковь Василия Кессарийского, деревянная, с престолом Покрова Святой Богородицы. В 1649 году на ее месте построена каменная церковь. На прилегающей территории разместились кладбище и деревянные постройки для "нищенской" богадельни, дававшие приют обездоленным людям.

Церковь стояла на заболоченном берегу небольшой речки Рачки, почему и получила название "грязи". Ручей Рачка, вытекавший через отверстие, сделанное в стене Белого города, часто заливал церковные владения, что наносило большой ущерб строениям, стены давали трещины и рушились. Так было несколько раз.

Церкви, построенной М.Д. Быковским предшествовали 4 каменных храма, последовательно сменявших друг друга в XVI-XIX вв.

С 1619 года известен престол Покрова.

В 1649 году построена первая каменная церковь с обоими престолами.

В 1701 году построена вторая, с новым приделом Введения.

Летом 1742 года рухнула колокольня с нижней и верхней трапезной, вероятно оттого, что были выстроены на топком месте.

В 1745 году разрешено строить новую церковь без васильевского придела.

Престол Введения освящен в июле 1748, главный - Троицкий, в 1752 году.

В 1819 году теплая церковь разобрана и на средства Борисовской выстроена новая с престолами Собора Богоматери и св. Николая.

В 1899 году храм, построенный Быковским был обновлён и освящён 31 октября.

Построенная в стиле итальянского Возрождения, Церковь Троицы долгое время была украшением Покровки. Однако в 1940 г. разобрали ее купол и верхние ярусы колокольни. Пропали иконы работы Пукирева. В разное время в помещении церкви находился клуб, канцелярские помещения, Московский областной дом художественной самодеятельности профсоюзов.

В 1979 году на своде бывшего храмя появилась трещина. Дом культуры решено было закрыть и провести капитальный ремонт. В 1980-1981 гг.были проведены ремонтные работы и укреплён фундамент.

Храм возвращён Русской православной церкви в 1992 году. В 2009 году закончилась реставрация фасадов, но предстоит восстановление колокольни и центрального купола. Идут регулярные богослужения.

Мемориальная доска, установленная на стене храма, выполнена с ошибкой. Какой архитектор имеется в виду - непонятно...

В середине XVIII в. на месте дома 15/16 по Покровке (16/15 по Чистопрудному бульвару) находилась обширная усадьба выдающегося архитектора того времени И. Ф. Мичурина.. На его участке был пруд, стояли небольшие каменные палаты и деревянные хозяйственные постройки. После смерти Мичурина владение перешло к его сыну, который оставил себе только участок, примыкавший к Покровке. Остальную часть владения в 1770 году он продал отставному майору Н. И. Толмачеву (к началу XIX в. этот участок увеличил территорию Пашковых в Потаповском переулке).

Впоследствии пруд был осушен, а старые палаты снесены.

Появился особняк с флигелем, который в 1843 году надстроили вторым этажом, а в 1850-х гг. - третьим. Последним его владельцем был Е. В. Молчанов, который в 1871 году по духовному завещанию передал особняк в дар церкви Троицы на Грязях.

Доходный дом номер 15 по Покровке, примыкающий к церкви, был построен в 1908 году (как и дом 11). Фасад дома декорировал художник С.В. Малютин по мотивам древнерусской миниатюры. Примечательно, что до наших дней сохранился также старинный корпус (конец XVIII в.).

Впоследствии (в советское время) дом был надстроен двумя этажами.

Стоит отметить, что рядом расположен еще один доходный дом Чистопрудный бульвар, 14), выстроенный для Церкви Троицы на Грязях в 1908-1909 гг. Как и дом №15 по Покровке, здание отличает необычное оформление (по мотивам резного каменного убранства древнего Дмитровского собора во Владимире). В этом "пряничном доме" находилась одна из знаменитых кондитерских Бартельса, которую москвичи охотно посещали как в предреволюционное время, так и после октября 1917 года.

Обратим наше внимание на четную сторону Покровки.

Дом 6 - двухэтажный дом XVIII в. под наемное жилье и магазины.

Перестраивался в 1821 и в 1836 гг.

Наше время подарило дому белые водосточные трубы и сногсшибательную современную крышу-каску...

Дом 10//1 строение 1 - усадьба рубежа XVIII-XIX вв.,главный дом перестроен в 1899 г.

Этот дом принадлежал дворянину и надворному советнику Евграфу Молчанову, владельцу усадьбы Ховрино. Именно на его средства были построены Храм Святой Троицы и иконы Трех Радостей на Грязех и Церковь во имя иконы Знамения в Ховрино (архитектор М. Д. Быковский).

Дом 10 строение 2 был построен в 1899 г. В доме находился магазин фирмы "П.Оловянишников". Один из магазинов одежды и готового платья (в советское время) прозвали "У Соловья". В магазине было 2 клетки, но жили в них канарейки.

Дом перестраивался в 1990-е гг. (сейчас дом занимает ресторан "Ходжа Насреддин").

Дом 12 строение 2 - двухэтажный дом причта храма Троицы Живоначальной на Грязях (построен в 1810-1820-е гг.; изменения в конструкции 1890-1900-е, 1940-1950-е гг.).

Гостиницы у ворот Белого города, на месте снесенных в 1760-1770-х годах стен, намечено было строить указом Павла I в 1798 году (В 1797 году Павел I издал указ, согласно которому при воротах Белого города ведено было устроить гостиницы: каменные, в два этажа, одинаковой величины и "фасады". Они были возведены у Покровских, Сретенских, Никитских и Пречистенских ворот), хотя еще в начале 1770-х годов купчиха Андронова построила у Покровских ворот первый каменный постоялый двор - с кузницей, навесами для экипажей (ныне это северная часть дома № 16 по Покровке; есть основания предполагать, что основу здания составляет древняя каменная караульная "палатка", примыкавшая когда-то к башне ворот).

А вот часть здания между Покровкой и Чистыми прудами наоборот, относится к наиболее поздним из ряда подобных гостиниц (все прочие, возведенные у Сретенских, Никитских и у Пречистенских ворот, не сохранились).

В 1805 году границы этого квартала еще не были определены; территория принадлежала нескольким владельцам, и по ней были беспорядочно разбросаны незначительные постройки. В это время утверждается проект гостиничного здания, охватывающего два квартала (включая участок нынешнего дома 19); в осуществление этого проекта начал строиться юго-западный угол дома 17 (ближний на фотографии). Этот грандиозный проект был отменен лишь в 1821 году. К тому времени купчиха Гусева, которой принадлежала западная часть квартала, уже выстроила здание, вошедшее затем в корпус по бульвару. Теперь она скупила остальные участки, и в 1825 году существующее здание, кроме небольшого разрыва в западном корпусе, заполненного лишь в 1869 году, было готово.

Существует мнение, что вопреки бытующему утверждению об авторстве В.П.Стасова, зафиксированному и в литературе, и в двух  памятных досках на самом доме 17, нельзя говорить о каком-либо едином архитектурном замысле здания. Замкнутый четырехугольник двухэтажных корпусов представляет собой как бы комплекс рядовых доходных домов того времени, с "номерами" или наемными квартирами вверху и торговыми помещениями в части нижнего этажа.

Наиболее значительно архитектурное оформление корпусов относится к 1824-1825 годам: фасад к бульвару с монументальным пилястровым тосканским портиком и фасад по восточному проезду с широкими архивольтами над окнами лавок. На уличном фасаде, переделанном больше других, первоначально был шестиколонный портик.

"...гостиница была ... известного рода, то есть именно такая, как бывают гостиницы в губернских городах ... она была очень длинна, в два этажа ... верхний был выкрашен вечною желтою краскою" - написал Н.В. Гоголь в начале "Мертвых душ".

Ничего не напоминает?

Покровка, 19. Доходный дом хлеботорговца Ф.С. Рахманова.

Дом построен в 1898-1901 годах по проекту архитектора П.А. Дриттенпрейса..

Пётр Александрович (Петер-Йозеф) Дриттенпрейс - архитектор баварского происхождения. Работал в Москве. Российский подданный с 1874 года.

В 1859-1965 учился в Императорской академии художеств в Санкт-Петербурге, окончив её со званием свободного художника архитектуры. Бо́льшую часть жизни служил архитектором на железных дорогах, в 1877-1893 - архитектор технического стола Московско-Курской железной дороги. В 1880-е - начале 1900-х годов проектировал и перестраивал дома для частных заказчиков - старых купеческих семейств в Москве. В 1892 году являлся старшиной московского Немецкого клуба.

Большая часть построенных им зданий относится к традиционной поздней эклектике, но в 1901 году Дриттенпрейс закончил постройку яркого памятника модерна - дома Рахманова на Покровке.

Дом Рахманова на Покровке выполнен довольно ординарным по пространственно-объёмной композиции, однако богатый лепной декор придаёт ему оригинальность. Наличие такого декора позволяет считать здание одним из первых московских доходных домов, построенных в новомодном тогда стиле модерн. Характерной особенностью постройки, отличавшей её от других московских зданий конца XIX-начала XX в. стала попытка автора переосмыслить и создать в новом стиле все свойственные эклектическому оформлению элементы. Постройка богато украшено декоративными элементами - тут и геометрическое оформление оконных проёмов, и растительные элементы в форме лавровых листов, плодов в розетках листьев, и ленты, и лепные маски мужских и женских лиц, завершающие вертикальные лопатки, структурирующие фасад, и полоски, и банты.

Своеобразно выполнены углы здания - верхняя часть решена вогнутой, переходящей в четвертную круглую колонну, втиснутую между лопатками и увенчанную скульптурой в форме женской головы с опущенным взглядом.

Покровка, 22.

Дом Апраксина и Усадьба Трубецких.

Он же - знаменитый Дом-комод (следует заметить, что ничего обидного в этом названии нет - плавно изгибающийся фасад главного дома, переходящий в боковые фасады флигелей и обилие декора напоминало современникам комод, сделанный в стиле барокко).

Дом Апраксиных-Трубецких является единственным памятником русского барокко, который относится к московской жилой частной архитектуре. Современники называли этот дом московским миниатюрным зимним дворцом. И ведь на самом деле, "дом-комод" имеет огромное сходство со знаменитым Зимним дворцом Растрелли.. Имя архитектора дома Апраксиных-Трубецких точно установить до сих пор не удалось, хотя большинство историков склонны считать, что архитектором был Д. В. Ухтомский.

История дома-дворца началась с того, что граф М.Ф. Апраксин купил несколько не очень больших владений в районе Покровских Ворот ; сам же дом Апраксиных был построен в 1766 году (Апраксины живут в нем с 1769 года - именно в 1769 году в исповедной книге церкви Воскресения в Барашах под номером 23 записаны лейб-гвардии Измайловского полка подпоручик граф Матвей Федорович Апраксин 23 лет, его жена Екатерина Ивановна 20 лет и сын Андрей 5 лет) и представлял собой существующий и по сей день трехэтажный каменный дом. На протяжении следующих трех лет, около главного здания создавались хозяйственные постройки, которые представляли собой два одноэтажных флигеля и были расположены вдоль боковых границ усадьбы.

В 1772 году усадьба была выкуплена лейб-гвардии капитан-поручиком, князем Дмитрием Юрьевичем Трубецким. После этого владельцев дома стали называть "Трубецкие-комод", (Трубецкие - известная и именитая фамилия и приставка помогала отличить от большого количества однофамильцев Трубецких в Москве и Петербурге).

Дом продолжил достраиваться в 1774-1775 годах. Оба флигеля были надстроены вторыми этажами, а также возведены переходы, которые соединяли флигели с домом. Западный флигель, к тому же был удлинен. В восточном флигеле поместили парадную лестницу.

В 1783 году в глубине был построен двухэтажный корпус (в наше время представляет собой трехэтажный, поскольку был надстроен). В самом корпусе был сделан в центре проезд, поскольку корпус замкнул двор.

В результате усадьба приобрела вид сложного объема с оригинальной выпукло-вогнутой формой фасада. Такие изогнутые формы характерны и для декора здания: колонны коринфского ордена, разорванные фронтоны, крупные наличники, которые были украшены пышной лепниной, которая характерна для стиля рококо и имеет характерные мотивы раковин. Вот это и стало причиной того, что усадьбу стали сравнивать с Зимним дворцом в Петербурге.

Следует отметить, что дом Апраксиных-Трубецких значительно отличается от всех дворцов, датированных серединой XVIII столетия. В "доме-комоде" основу планировки составляют криволинейные помещения разного размера и формы, к тому же изгибы их стен выражены непосредственно в самом объеме здания.

В 1861 году Трубецкие продали усадьбу Московскому университету, который разместил здесь 4-ю мужскую гимназию (хотя как владение 4-й мужской гимназии дом упоминается с 1845 г.; в гимназии учились Н.Е. Жуковский., К.С. Станиславский., С.Т. Морозов., A.M. Ремизов).

После 1917 года в усадьбе Апраксиных-Трубецких располагались разные учреждения и были обустроены коммунальные квартиры. Одно время в нем размещался Дом пионеров и школьников.

В середине 1960-х годов особняк занимал научный институт, и именно тогда была проведена первая реставрация памятника (научная) и его фасадам был придан первоначальный облик, который был в середине XVIII столетия.

Вместе с тем - в результате произошедшего в ХІХ веке пожара оригинальные интерьеры были изменены, а в сохранности осталась только основная планировка. В некоторых из помещений сохранились декоративные колонны, которые относятся к разному времени. На некоторых дверях можно увидеть рисунки в стиле ампир, а угловые печи (вогнутые и прямые) облицованы изразцами второй половины ХІХ века.

C улицы дом Покровка, 26 / 1 не похож на церковь. Но это впечатление обманчиво - перед нами церковь Воскресения Словущего в Барашах (слово "словущий" образовано от глагола "слыть" - быть известным в качестве кого-нибудь или чего-нибудь. Воскресение Словущее (т.е. так называемое) - праздник в честь освящения храма, построенного святым равноапостольным Константином Великим на горе Голгофа в память преславного Воскресения Христова. Событие это было 13 сентября 335 года).

Существующее здание построено в 1730-е гг. (предположительно архитектором И. Мордвиновым), хотя сама Церковь Воскресения известна с XVI в. Потом она достраивалась и перестраивалась до 1773 г.

В 1929 г. при закрытии церкви вместе с крестом снесли часть купола, а в 1931 г., колокольня была разрушена до первого яруса, здание было перестроено. В 1940-1950 гг. среди местных жителей ходили слухи, что в здании располагалось судебное отделение ГУЛАГА. Позже здание находилось в ведении МВД.

История этого храма не только окутана множеством мистических преданий, но и связана с царской фамилией России.

До 1934 года купол высокой церковной колокольни был украшен золоченой императорской короной, выточенной из чистого дерева. Много красивых легенд было связано с ней. Говорили, что когда-то в этой церкви венчались влюбленные брат и сестра, не подозревавшие о своем родстве. Когда священник повел их вокруг аналоя, брачные венцы внезапно сорвались у них с головы, вылетели из окна, и опустились на церковный купол. Так провидение предотвратило кровосмешение.

(В 1934 году знаменитую корону сбросили с купола и отвезли в антирелигиозный музей, открытый в Страстном монастыре, откуда она пропала).

Другое московское предание связывает эту церковь и ее необычный купол с именем императрицы Елизаветы Петровны. И со стоящим неподалеку "домом-комодом".

Старинное предание гласит, что этот дом императрица Елизавета Петровна подарила своему тайному мужу графу Алексею Разумовскому, и в этом же доме они справляли свадьбу. А венчание происходило в соседней Воскресенской церкви. И ходила в Москве легенда, что на куполе церкви находился настоящий брачный венец императрицы Елизаветы.

По другой версии, Елизавета обвенчалась с Разумовским в подмосковном селе Перово, а в Воскресенской церкви служила потом благодарственный молебен. В воспоминание об этом царском молебне и поместили корону на церковном куполе. Может быть, корона появилась здесь в знак того, что после свадьбы императрица проезжала мимо этой церкви в Кремль.

А совсем неподалеку от покровского дома в Ивановском монастыре томилась в заточении таинственная инокиня Досифея. Она жила в полном затворе, даже в церковь ее водили по ночам, и богослужение совершалось для нее одной, в запертом храме. На самом деле под именем Досифеи скрывали княжну Тараканову, которую считали дочерью Елизаветы Петровны и графа Разумовского. В 1810 году она умерла, и похоронили ее в Новоспасском монастыре - фамильной усыпальнице Романовых, что только подтвердило догадки о ее высочайшем происхождении.
Эта легенда была опровергнута историками. Дворец на Покровке был построен после смерти Елизаветы, и Разумовский здесь никогда не жил. В историю Москвы он вошел как дом Апраксиных. Однако в советское время был найден подземный ход между Воскресенской церковью и дворцом. Если этот дом и церковь были связаны подземным ходом, значит, они были как-то связаны и на земле. К тому же говорили, что этот ход продолжается и ведет к самой Меншиковой башне в Мясники. Кто мог прорыть такой ход и связать между собой такие места?

Сейчас Церковь Воскресения пребывает в запущенном состоянии, службы не возобновлены.

Даже сама местность Бараши была связана с деятельностью государевых слуг. Еще в 1410 году здесь появилась Барашевская слобода, где селились бараши - так назывались слуги великих князей, а потом и царей, возившие за ними в походы шатры и ставившие их в поле для высочайшего отдыха. А для этого требовалось определенное мастерство. Деятельность их называлась Шатерной службой. В Барашевской слободе находились казенные склады, где хранились материалы для изготовления шатров и сами шатры.

О других легендах и преданиях, связанных с храмом Воскресения Словущего, можно почитать на сайте www.portal-credo.ru.

После здания церкви следует ансамбль городской усадьбы.

Во второй половине XVIII в. усадьба принадлежала доктору медицины, профессору Московского университета С. Г. Зыбелину. - одному из первых русских профессоров медицины в Московском университете; Зыбелин известен также тем, что читал лекции по медицине не на латыни, а на русском языке, чем способствовал созданию правильного и точного языка для врачебной науки.

Он имел в городе большую практику, помогал всем страждущим: "бедные и сироты находили в нем врача, утешителя и благодетеля".

В 1812 году усадьба сгорела и была вновь отстроена в 1820-х годах. В усадьбу входят два простых ампирных флигеля, дома №28 и №28/6, стр.3 по красной линии улицы.

На фотографии - Покровка, 28.

Судя по всему - ВТБ24 занимает только первый этаж здания? Я не ошибаюсь?

Доходный дом №38 (архитектор Ф. Л. Контрим) был построен в 1914 году.

В советское время был надстроен венчающим карнизом шестой этаж. По вертикали здание расчленено на две части. Первая из них (с первого по третий этаж) с массивным портиком четырех полуколонн римско-ионического ордера пластически разработана богаче. Кроме надоконных полукруглых ниш, оригинального расчленения верхних этажей парными окнами, руста и горизонтальных тяг особо впечатляет в этой постройке уникальный по орнаментике для неоклассических зданий фриз над пилястрами. Когда-то в этом доме находилась известная женская гимназия Л.Н. Валицкой.

Примечательно, что этот доходный дом построен на участке старинной усадьбы последнего фаворита Елизаветы - И. И. Шувалова (рядом с доходным домом до сих пор стоит двухэтажный главный дом усадьбы Шувалова - Покровка, 38а). Этот вельможа практически правил Россией последнее десятилетие царствования императрицы. Высокий покровитель Ломоносова считается создателем и первым куратором Московского университета, а также Академии художеств в Петербурге. Стоит отметить, что в усадьбе жил и другой попечитель Московского университета - тайный советник Ф. Н. Голицын.

Считается, что особняк Шувалову на Покровке в конце 1770-х гг. выстроил сам В.И. Баженов в стиле ранний классицизм.

Несмотря на то, что исчез бельведер, нет прежних украшений, нижние окна растесаны под витрины магазинов, а вместо западного крыла выстроили доходный дом, особняк Шувалова по-прежнему считается выдающимся памятником архитектуры.

Последними владельцами этого дома и участка перед революцией становятся дети Владимира Михайловича Голицына: Михаил Владимирович и его братья.

Прямой потомок по этой линии известный ныне художник Илларион Владимирович Голицын.

"...Горизонтальные членения подчеркивают тяжеловесную монолитность простого крупного объема. Масштаб фасада укрупнен вертикальными оконными нишами, центр отмечен усложненными наличниками..." - так написали про дворец Шувалова знатоки архитектуры. Дом украшал бельведер, световой фонарь над круглым парадным залом.

Что сегодня на Покровке, 38а? Ресторан восточной кухни, магазины. В заурядное безликое строение превратился бывший дворец "любезного Шувалова". Нет ни "горизонтальных членений", ни вертикальных ниш, ни светового фонаря и зала. Все упрощено сменявшими друг друга владельцами и государством, "охранявшим" памятник.

Дом 29 по Покровке был построен как доходный разбогатевшим крестьянином Я.А. Бабушкиным в 1897 году. Архитектором проекта выступил очень востребованный в скором будущем зодчий и пионер московского модерна Л.Н. Кекушев.

Спустя 10 лет владелец захотел перестроить это здание.

В 1909 году эту задачу мастерски решил другой известный архитектор - Н.Д. Струков, предпочитающий простые, лаконичные формы и активно внедряющий в московскую застройку лучшие практические наработки западноевропейской архитектурной мысли того периода.

Все время своего существования дом был жилым. На смену квартиросъемщикам домовладельца Бабушкина пришли квартиросъемщики советской власти. Многие квартиры стали коммунальными...

А.Я. Бабушкину и его брату принадлежало владение, на котором архитектор В.Е. Дубовской построил в 1913 г доходный дом (Покровка, 31).

Ранее на месте дома 31 находилась усадьба гофюнкера В.И. Машкова. Его палаты были построены в 1752 г. по проекту архитектора Д.В. Ухтомского (сейчас то, что от них осталось можно увидеть во дворе дома); дом, выходящий на улицу, был перестроен в 1875 г. по проекту архитектора М.К. Геппенера..

Современное владение 27 являлось в XVIII - начале XIX века усадьбой дворян Булыгиных. Среди существующих построек первым, в конце XVIII века, был построен главный дом. Немного позднее, в начале XIX века, беспорядочные постройки по сторонам дома, выходящие на улицу, сменились парой одноэтажных флигелей - западным и восточным.

Дом в это время имел прекрасный классический фасад с пилястровым коринфским портиком, разнообразной рустовкой, выделяющей цоколь и крылья, с нишами и сандриками над окнами парадного этажа. Сохранились своды нижнего этажа и обработка стены лопатками и вертикальными нишами (на боковых фасадах).

В 1830-х гг участок перешел во владение иностранных купцов - сначала Дексидмен, а потом - А.Ф. Марк (А.Ф. Марк - банкир и коллекционер; помогал Д.П. Боткину собирать его коллекцию). При этом здания получили частично доходный характер. Во флигелях были устроены лавки, которые сдавались внаем, о чем свидетельствуют рамки для имен владельцев над карнизами. Флигеля были надстроены почти до высоты дома и соединены с ним арочными переходами, а гладкие фасады расчленены крупными проемами.

В середине XIX века участок приобрели богатые чаеторговцы Боткины (история семьи) - семья, давшая России ряд выдающихся людей, прежде всего знаменитого медика. Для новых владельцев в 1867 году главный дом был заново отделан внутри и снаружи в псевдорусских формах по проекту А.С.Каминского. Сухой и дробный лепной декор фасада не скрыл, однако, монументальности объема и четкости основных членений. Не имеющий объемных акцентов, дом привлекает своеобразием прорисовки мелких лепных деталей, особенно наличников второго этажа.

В интерьере дома сохранились парадная лестница, отделанная под мрамор, резные двери и фрагменты богатой декорации парадных помещений.

Домохозяин Д. П. Боткин собрал обширную коллекцию картин, бронзы и фарфора, превратив свое жилище в "боткинскую галерею" - одну из достопримечательностей старой Москвы. В 1880 году галерею осматривал Л.Н. Толстой. В гостях у Д. П. Боткина бывал поэт А.А. Фет, женатый на его сестре.

Правый (восточный) флигель выстроен на основе одноэтажного, еще допожарного.

Левый (западный) флигель, более поздний, подражает восточному по архитектуре, отличаясь более тяжелыми пропорциями и лучковыми перемычками проемов лавок, не характерными для классицизма.

Интересно, что две подворотни, отделяющие главный дом от флигелей, ведут в два отдельных двора. При этом левый двор - проходной.

Покровка, 37.

Жилой дом кооператива "Политкаторжанин".

Построен в начале 1930-х годов, архитекторы Н. В. Ликин, Д. П. Знаменский, С. П. Леонтович, С. М. Растрепин.

Дом имеет двухчастную структуру: в двух высоких нижних этажах расположены административные помещения; семь верхних этажей - жилые. Нижние этажи выступают вперед, образуя подобие стилобата. Жилая часть здания членится на два яруса. Особо впечатляет орнаментальная сильно увеличенная лепнина над двумя верхними этажами.

Необычный, многогранный, высотой в семь этажей эркер в левой части здания выступают наподобие башенки.

Стоит отметить, что в этом доме жил заслуженный деятель искусства РСФСР, педагог и музыковед Л. И. Ройзман (1915-1989). Леонид Исаакович был талантливым органистом и пианистом. Преподавал в Московской консерватории. Являлся одним из крупнейших интерпретаторов органной музыки самых разных направлений и стилей. Ройзман был первым исполнителем многих новых сочинений для органа российских, в том числе московских, композиторов.

Раньше на этом месте стоял дом К.К. Зверинцевой, которая владела им в 1914-1917гг.
А еще раньше, в 1896 г., здесь было владение М.Л. Шанке.

Дом 44 по Покровке построен Московским Купеческим обществом по проекту архитектора В.В. Шервуда (сына известного художника и архитектора В.О. Шервуда) в 1909-1910 гг.

Выполнен в стиле голландских домов с деталями в силе модерн. В 1909 году, в связи с 200-летием памяти Полтавской битвы, в архитектурную моду вновь вошел данный стиль смешения голландского маньеризма и модерна, как память о эпохе Петра Великого.

Дом МКО построило для получения дохода для содержания Андреевской и Мещанской богаделен.

Здание украшают эркеры над парадными входами и высокие фронтоны сложных криволинейных очертаний, фактурная штукатурка с фрагментами керамической облицовки, лепные украшения в виде масок и растительных орнаментов.

Нельзя не заметить разительного отличия фасада от других сторон здания. Это характерно для доходного строительства конца XIX - начала XX века.

Чуть в стороне от Покровки, там где Барашевский переулок делает крутой поворот, на углу Барашевского и Подсосенского переулков стоит Храм Введения во Храм Пресвятой Богородицы в Барашах. Его нынешний адрес - Барашевский переулок, 8/2.

Первая каменная церковь Введения в Барашах была освящена  в 1647 году,а в 1653 году был освящён придел Пророка Илии. Позднее, в 1668 году был освящён придел Лонгина Сотника, считавшегося покровителем московского царского рода.

Подготовка к строительству нового храма, дошедшего до наших дней, началась в 1688 году с заготовки 100 тысяч кирпичей. В новом Введенском храме первым был освящён северный придел Лонгина Сотника (1698), вслед за ним придел Пророка Ильи (1699). При строительстве нового храма были частично использованы стены и детали предыдущего храма, постройки 1668 года. Строительство было закончено к 1701 году, о чём свидетельствует надпись на антиминсе:

"Освящаем был лета 7155 года, от Рождества Христова 1647 года, месяца октября 11 дня при святейшем патриархе Иоасафе. Возобновляем был лета 7210, от Рождества Христова 1701 года ноября 23 дня Преосвященнейшим Парфением Митрополитом Азовским".

Введенский храм представляет собой прекрасный образец постройки в стиле московского барокко. При взгляде на него сразу бросается в глаза большое количество украшений во внешней отделке. Также интересным фактом является то, что согласно исследованиям реставраторов первоначально кровля храма имела комбинированное покрытие, состоящее из белого камня и цветной поливной черепицы. Предположительно это было связано с запретом Петра Первого на использование железа при устройстве кровель, на момент строительства. Эта кровля просуществовала до 1770 года, когда во время ремонта она была заменена на обычную, из листового железа.

В 1737 году здание храма пострадало от пожара. Очевидно, что во время восстановительных работ была построена сохранившаяся до настоящего времени ярусная колокольня.

Очередная реконструкция храма проводилась в 1815 году Для увеличения освещённости в четвериках приделов были прорублены дополнительные полукруглые окна. По проекту П.М. Казакова (сын архитектора М.Ф. Казакова) были сделаны новые иконостасы. Реконструкция продолжилась в 1837 году, когда был значительно расширен придел Лонгина Сотника. В это же время внутри трапезной два тяжёлых четырёхугольных столба были искусно переделаны каждый в четыре круглые колонны с просветом между ними. Также была переложена северная часть западного свода трапезной и проведены некоторые другие работы.

9 февраля 1932 года вышло постановление президиума Мособлисполкома, в котором было указано, что храм Введения в Барашах необходимо закрыть, а затем снести, освободив таким образом место под строительство многоэтажного дома. Перед закрытием храма часть икон его иконостаса была передано в Третьяковскую галерею (в ее запасниках из этого храма находятся: "Страсти", кон. XVII - нач. XVIII в. Школа Оружейной палаты: "Моление о чаше", "Христос перед Пилатом", "Христос перед народом", "Бичевание Христа", "Возложение тернового венца", "Несение креста", "Пригвождение ко кресту", "Распятие", "Снятие со креста", "Положение во гроб". Праздничный чин конца XVII - начала XVIII в.: "Благовещение", "Сретение", "Крещение", "Преображение", "Воскресение", "Вход во Иерусалим"; икона 1713 г. "Богоматерь - умягчение злых сердец" работы Василия Уланова в 1930-е гг. поступила в филиал ГИМ "Новодевичий монастырь").

Несмотря на это постановление храм не был снесён. В его здании, после частичной перестройки, было размещено общежитие строительных рабочих, затем завод электроизделий. В 1948 году, во время пробития стены, для нужд завода, в специально устроенных нишах были найдены три скелета. По рассказам рабочих на месте захоронения они также нашли золотые кресты и золотые короны. В 1977 году завод начал переезжать на новое место и к 1979 году переехал полностью, оставив после себя полуразрушенное и сильно перестроенное здание храма. Первые попытки реставрации храма были предприняты ещё в 1976 году. В результате возобновившихся реставрационных работ к 1983 году было частично завершено восстановление колокольни, на ней был водружён крест, также были установлены и главки приделов, но большая часть храма была по прежнему окружена строительными лесами. Реставрация храма была завершена только к 1990 году. До 1993 года помещения храма занимал цех реставрации металла Всесоюзного производственного научно-реставрационного комбината (ВПНРК). В 1993 году храм Введения в Барашах был передан Русской Православной Церкви.

Продолжая идти по Барашевскому переулку, мы выходим к пересечению с улицей, которая носит замечательное, где-то даже романтическое (а где-то - девчачье) название - Лялин переулок.

Конечно же - никакая Ляля не была удостоена такой чести - названного ее именем переулка. Улица названа по имени местного домовладельца, фаворита императрицы Елизаветы Петровны ротмистра П.В. Лялина. То же имя носит и площадь, находящаяся на пересечении уже названных Барашевского и Лялина, а также Большого Казённого и Малого Казённого переулков.

Надо заметить, что Лялина площадь (площадка) имеет приблизительно те же очертания, что и другая небольшая московская площадь - Собачья площадка.

Собачья площадка находилась в районе арбатских переулков и через нее прошел Новый Арбат, а Лялина площадь жива (пока?) и до сих пор радует проходящих своим спокойствием и уединенностью.

Именно на этой площади мы остановимся на минутку и оглядимся. Мы обязательно вернемся сюда еще раз, чтобы пройти по Лялину и другим близлежащим переулкам, а сейчас - только оглядимся немного.

Лялин переулок берет свое начало от Покровки.

С.В. Романюк в своей книге "Из истории московских переулков" пишет: "...На первом отрезке Лялина переулка - от Покровки до площади - интересен один из домов его (№ 3), стоящий торцом к проезжей части. На боковых фасадах видны остатки декоративной обработки стен здания второй половины XVIII в., стоявшего в усадьбе доктора Г. А. Скиадана. Его усадьба в XVIII в. включала современные участки № 3 и 5 и продолжалась далее, занимая часть Лялиной площади. Во время пожара 1812 г. особняк обгорел, и тогдашняя владелица полковница М. В. Гурьева строит в начале 1820-х гг. новый, в объем которого были включены фрагменты старого здания. В 1874 г. появилось строение справа от особняка, а в отделившейся части усадьбы, уже на углу Лялиной площади, в 1895 г. был построен жилой дом с торговыми помещениями внизу по проекту архитектора А. М. Щеглова (№ 5/1)..."

Дом номер 3 виден на предыдущей фотографии, а дом 5 - вот он, перед Вами, с эркером со стороны площади; некоторая запущенность и немного осыпающаяся кирпичная кладка балкона на третьем этаже только подчеркивают спокойствие и несуетность...

Практически напротив дома 5/1, на углу с Большим Казенным переулком стоит дом 7/2 строение 1.

Доходный дом с женскими масками и башенкой-эркером на углу был построен в 1902 году по проекту П.А. Заруцкого.

Здесь в начале XX века был небольшой участок, приобретенный в 1809 году отцом известного историка М.П. Погодина, вольноотпущенным из крепостных, управляющим имениями графа Салтыкова П.М. Погодиным.

Очень трогательно название кафе, разместившегося в этом доме - "Булошная". Конечно же "Булошная", как могло быть иначе?

И еще на одно здание обратим внимание. На стрелке Казенных переулков стоит дом 1/2 строение 1 (по Большому Казенному переулку).

Это доходный дом супругов Дмитрия Михайловича и Анны Емельяновны Гузевич.

Архитектор Михаил Павлович Румянцев построил его в 1901 году, учась на последнем курсе Строгановского училища. Дом - композиционный центр всей площади.

Особенно эффектно смотрится этот дом в лучах заходящего солнца в "обрамлении" соседних, более молодых и гораздо более высоких домов... Сразу становится понятно - кто здесь главный.

Несколько слов о площадках.

Площадки (второстепенные площади) в Москве появились после пожара 1812 года. На них не только могла вестись торговля, но и в случае пожара выносили бы вещи погорельцев. Собачья и Лялина, вместе с Разгуляем и Хитровкой - самые известные ныне. Спасская, Полянская, Мясницкая, Могильцевская, Молочная и Дровяная, и многие другие - в памяти москвичей канули в Лету.

И еще раз сделаем шаг в сторону от Покровки.

Ранее мы уже говорили о двух доходных домах церкви Троицы на Грязех; поговорим и о третьем.

Дом 14 строение 3 по Чистопрудному бульвару построен в 1908-1909 гг. по проекту архитектора Л.Л. Кравецкого (разработка плана). Вел строительство П.К.Микини. Дом стал достопримечательностью благодаря барельефам, сделанным художником С.И. Вашковым, учеником В.М. Васнецова: фасад здания покрыт чудесными животными и птицами.

Строительство дома оплатили прихожане храма Оловянишниковы (С.И. Вашков работал художественным руководителем фабрики церковной утвари П. И. Оловянишникова). В одной из квартир поселился сам С.И. Вашков, живший здесь до последних дней.

Первоначально дом был четырехэтажным, с двумя шатровыми башнями. Но в 1945 г. его надстроили тремя этажами по проекту архитектора Б.Л. Топаза.

При этом уничтожили балконы второго этажа, верхний ряд барельефов и башни. Декор надстройки чужероден первоначальному. Тем самым нивелирован общий силуэт дома, нарушено композиционное единство замысла.

Живописные фигуры, украшающие фасады и внутренние интерьеры дома созданы по мотивам рельефов Владимирских соборов XII века и выполнены художественной артелью "Мурава".

Советское время оставило свой характерный "штамп" на стене, замечательно сочетающийся с фантастическими фигурами...

Летом 2000 года дом перекрасили - фигуры сделали белыми, а фон - серо-голубым.

С 1999 года в доме работает магазин "Морской аквариум".

Старосадский переулок.

Назван в 1922 году - по располагавшемуся здесь с XV века урочищу Старые сады (здесь находились великокняжеские сады, известные по документам 1423, 1488 годов). В XVII веке назывался Квасной, затем Кисельный (видимо, по занятию жителей). С XIX века - Космодамианский, по церкви Космы и Дамиана (на углу с улицей Маросейка), известной с 1547 года (современное здание построено в 1791-1803 годах М. Ф. Казаковым).

На заднем плане видна Лютеранская церковь Святых Петра и Павла. Часовная для отпевания при церкви построена в 1898 году по проекту архитектора Ф.О. Шехтеля. Строительством руководил архитектор В.А. Коссов.

Заглянем во дворик в Большом Спасоглинищевском переулке. Трудно предположить, что это самый центр Москвы. Если не знать, конечно...

Отсюда начинается Лялин переулок.

Здание по нечетной стороне сразу после закрытого фальшфасадной сеткой углового дома - Лялин переулок 3, дом из усадьбы доктора Г.А. Скиадана, которая включала в XVIII веке современные участки № 3 и 5 и часть Лялиной площади. Во время пожара 1812 года особняк обгорел и в начале 1820-х годах был построен новый дом с включёнными фрагментами старого.

Четную сторону Лялиного переулка "открывает" дом 2/34 (34/2 по Покровке).

Здание, построеное в 1897 г., состоит как бы из двух разных домов, соединенных лестничной клеткой. Удивительно, что оно не является памятником.

В 1909-1917 гг. домом владел И.И. Колесов.

Покровка, 33/22, угол Покровки и улицы Чаплыгина, дом конца XIX века.

В 1869 г. на этом месте стоял дом, принадлежавший П.П. Никитину.

Дом по адресу Покровка, 33 в 1900-1914 гг. упоминается как владение Покровской общины сестер милосердия.

Уже в наше время был достоен четвертый этаж.

Сразу за пересечением с улицей Чаплыгина - дом 35/21, построенный в 1903 г. (архитектор Ф. Ф. Воскресенский), доходный дом Я.С. Боброва (владение было в собственности Боброва в 1900-1914 гг.), надстроенный двумя этажами в 1954 году.

Тридцать девятый ковчег
Сдан в аренду влюбленным парам
И продолжает пробег
По небесам и бульварам
© Ирина Богушевская.

Вот на такой кофе приглашают нас в Большой Спасоглинищевский переулок. А мне боязно как-то... С таким-то названием...

Мне объяснили, что "бардак" по турецки означает "стакан".

Но все равно... Да и стакана я здесь не вижу.

Церковный двор обычно обносят оградой. В этом нет ничего удивительного. Украшают такую ограду обычно религиозными символами.

А у Храма Воскресения Словущего в Барашах по вполне понятным причинам вот такая ограда.

А этой весенней подворотней мы закончим нашу прогулку по Покровке...


Апрель 2011



Автор: Борг

Материал взят с сайта club443.ru

П