ЧЕСНОКОВ, ПАВЕЛ ГРИГОРЬЕВИЧ
(1877–1944), русский композитор, хоровой дирижер, автор широко исполняемых духовных композиций. Родился близ г.Воскресенска (ныне г.Истра) Звенигородского уезда Московской губернии 12 (24) октября 1877 в семье сельского регента. Все дети в семье проявляли музыкальную одаренность, и пятеро братьев Чесноковых в разное время учились в московском Синодальном училище церковного пения (дипломированными регентами стали трое – Михаил, Павел и Александр). В 1895 Чесноков с отличием окончил Синодальное училище; впоследствии брал уроки композиции у С.И.Танеева, Г.Э.Конюса (1862–1933) и М.М.Ипполитова-Иванова; гораздо позже (в 1917) получил диплом Московской консерватории по классам композиции и дирижирования. По окончании Синодального училища работал в разных московских училищах и школах; в 1895–1904 преподавал в Синодальном училище, в 1901–1904 был помощником регента Синодального хора, в 1916–1917 дирижировал капеллой Русского хорового общества.
С 1900-х годов Чесноков получил большую
известность как регент и автор духовной
музыки. Долгое время руководил хором церкви
Троицы на Грязях (на Покровке), с 1917 по 1928 –
хором церкви Василия Неокесарийского на
Тверской; работал также с другими хорами,
давал духовные концерты. Его произведения
входили в репертуар Синодального хора и
других крупных хоров. Всего Чесноковым
создано около пятисот хоровых пьес –
духовных сочинений и переложений
традиционных распевов (среди них по
несколько полных циклов литургии и
всенощного бдения, панихида, циклы Ко
Пресвятой Богородице,
Во дни брани,
Ко Господу Богу),
обработок народных песен, хоров на стихи
русских поэтов. Чесноков – один из наиболее
видных представителей т.н. «нового
направления» в русской духовной музыке (см.
РУССКАЯ ДУХОВНАЯ МУЗЫКА); для него
типичны, с одной стороны, великолепное
владение хоровым письмом, отличное знание
разных видов традиционного пения (что
особенно проявляется в его переложениях
распевов), а с другой – тяготение к большой
эмоциональной открытости в выражении
религиозного чувства, вплоть до прямого
сближения с песенной или романсовой
лирикой (особенно типично для пользующихся
и ныне большой популярностью духовных
сочинений для голоса соло с хором).
После революции Чесноков руководил
Государственной академической хоровой
капеллой, был хормейстером Большого театра;
с 1920 до конца жизни преподавал
дирижирование и хороведение в Московской
консерватории. После 1928 вынужден был
оставить регентство и сочинение духовной
музыки. В 1940 опубликовал книгу Хор и
управление им. Умер Чесноков в Москве 14
марта 1944.
Материал взят с сайта www.krugosvet.ru