Погодин

Погодин

В Москве, напротив Новодевичьего монастыря, находится Погодинская улица, названная так в честь Михаила Петровича Погодина - профессора Московского университета, историка, публициста, одного из просвященнейших людей 19 столетия. Он проживал здесь, на Девичьем поле, в собственной усадьбе( Погодинская ул., 10-12), которая до настоящего времени не сохранилась. На территории усадьбы находилось знаменитое "Древлехранилище" -"Погодинская изба".

И сегодня, на красной линии левой четной стороны улицы, находится двухэтажный деревянный дом, который как бы выдвигается вперед, будто немного бахвалится перед другими каменными и многоэтажными. И право есть чем хвастаться. Дом сложен из добротных бревен, крыт двускатной крышей, украшенной деревянным резным кружевом, с оконцами в узорных наличниках, со светелкой в мезонине, крыльцом на столбах. Изба была оригинальным подарком крупного русского предпринимателя весьма чтимому им историку, знатоку и собирателю русских древностей. Построенная архитектором Н.В.Никитиным в 1856 году изба была возведена по всем правилам деревянного русского зодчества.

Пользовшийся большим авторитетом в московской купеческой среде, М.П.Погодин способствовал развитию живого интереса современников к малоизвестным пластам национальной культуры.

Одной из колоритнейших деталей московской жизни конца 1850х годов была профессорско-купеческая связь Погодин-Кокорев-Мамонтов. Кокорев и Погодин были дружны с обоими братьями Мамонтовыми- Николаем и Иваном Федоровичами.Они часто виделись, постоянно вместе обедали. Молодой Савва Иванович Мамонтов был свидетелем многих культурных инициатив В.А.Кокорева, богатейшего человека, друга и коллеги своего отца. И , конечно, совершенно не случайно атмосфера родительского дома Саввы Ивановича была насыщена любовью к искусству Древней Руси. И хотя нет прямых письменных доказательств уроков Погодина молодому Мамонтову, но в абрамцевских культурных традициях чувствуется его влияние.

Погодин дружил со многими выдающимися людьми своего времени. В "Погодинской избе" на Девичьем поле часто собирались славянофилы- Самарин, Хомяков, Чижов и др. На протяжении своей долгой жизни Погодин встречался с Пушкиным и Лермонтовым, был близок семье Аксаковых, в его доме несколько лет жил Гоголь. Бывал у него актер Щепкин, - драматург А.Островский читал у него пьесу "Свои люди-сочтемся", а Л.Толстой советовался с Погодиным во время работы над "Войной и миром".

9 мая 1840 года М.Ю Лермонтов получил приглашение на именины Н.В.Гоголя. Гоголь в это время жил у Погодина на Девичьем поле. А.И.Тургенев записал в дневнике: "Стол накрыт в саду: Лермонтов, кн. Вяземский, Баратынский, Сверб<еевы>, Хомяков, Самарин, актер Щепкин, Орлов, Попов, хозяева и пр....приехал и Чаадаев". Видимо по просьбе присутствующих Лермонтов читал наизусть отрывки из своей поэмы "Мцыри". Чтение имело шумный успех. Накануне, в самый день приезда Лермонотова, в Москве появилось объявление о продаже романа "Герой нашего времени"( в Петербурге книга уже продавалась). Лермонтов подарил экземляр романа Гоголю. Но поговорить писателям на именинах не удалось.

После смерти Михаила Петровича его жена Софья Ивановна сделала наследниками архива мужа внуковАлександра иПетра Дмитриевичей Погодиных. При их участии были изданы в 1888 году Н.Барсуковым две книги "Жизнь и труды М.П.Погодина".

Еще один внук - Михаил Иванович Погодин- был замечательным этнографом, помощником известного историка, профессора, ученого, архитектора -реставратора П.Д Барановского. В квартире Михаила Ивановича в Марьиной роще в Москве висели, перешедшие по наследству, прижизненный портрет Пушкина и портрет Гоголя с автографом. Завещал он их Литературному музею в Москве.

Л.Егорова.


Погодин Михаил Петрович (1800,М.-1875, там же), историк, писатель, коллекционер, академик Петербургской академии Наук (18410).Сын крепостного крестьянина. 

Главной сферой интересов Погодина была Древняя история Руси и славян. Он издал большое количество исторических источников, собрал большую коллекцию письменных и вещественных памятников русской истории - "Древлехранилище". В "Древлехранилище" было 17 разделов. Первый составляли рукописи( включал ок.2 тыс.ед.хр.), второй- 800 старопечатных книг, третий - составляли книги, напечатанные при Петре 1; в отдельную группу были выделены древние грамоты и старинные судебные акты ( около 5 тысяч). Один самых обширных разделов включал бумаги и письма. принадлежавшие ученым, писателям, государственным сановникам. Отдельную подборку составляли письма и бумаги императоров начиная с Петра 1.

Вещественные памятники были представлены монетами и медалями (минц-кабинет включал до 2 тысяч предметов),серебряными и медными крестами (около 600), литыми образами (около 400), древними вислыми печатями (около30), окладами. оружием, предметами из курганов, ювелирными украшениями. посудой.

Художественная часть собрания включала картины, иконы (около 2000 обширные коллекции графики (лубочные картины, портреты русских деятелей, ранние образцы отечественных гравюр). в 1852 году большая часть коллекций приобретена казной для Публичной библиотеки и Эрмитажа, а церковные древности поступили в Оружейную палату.

Материал взят с сайта 

http://moskvoved.narod.ru