Прогулка первая: Покровские ворота
Во всех городах, во все времена версты считали от почты. Не верь «нулевому километру российских автодорог» у Красной площади, лучше мы встретимся неподалеку от Главпочтамта, у Грибоедова на Чистопрудном, «у Гриба» — я буду ждать тебя и рассматривать героев самой московской из комедий на его постаменте, самой московской до появления таких же бессмертных «Покровских ворот».
Мы неспешно пойдем вниз по Чистопрудному, разглядывая гуляющих москвичей, и выйдем к маленькому скверику с фонтаном в виде хищной цапли. Птица сердито посматривает в ту сторону, где некогда находилась доска почета, извещавшая район о передовиках производства. Фитнес-центр, пока что закрывающий от нас вид на пруд (извечная загадка — почему «пруды»?) построен на месте индийского ресторана-стекляшки, а еще раньше там же, но в деревянном здании тоже был «общепит» — а рыбу, которую подавали посетителям, как гласит городская легенда, ловили тут же в Чистых прудах.
Чистопрудный бульвар является
частью Бульварного кольца, он
расположен между площадями Мясницкие
ворота и Покровские ворота. Современный
облик бульвар приобрел во время
последней реконструкции в 1994 г.
Центральная аллея — приятное место для
прогулки среди сирени, каштанов и лип. В
начале ее установлен памятник
Грибоедову (скульптор А.А. Мануйлов,
архитектор А.А. Заварзин, 1959 г.), а ближе к
Покровским воротам расположен Чистый
пруд, давший, собственно, название
бульвару. В XVI-XVII вв. это место (пойма реки
Рачки) носила название Поганые пруды,
поскольку в них сбрасывались отходы
скотобоен и окрестных мясных торговых
рядов. Их незавидную судьбу изменил А.Д.
Меншиков в 1703, повелев пруды очистить и
переименовать в «Чистые». Сейчас пруд
имеет среднюю глубину 1,2 метра, берега
укреплены железобетонными
конструкциями. В теплое время года на
нем можно увидеть уток (в детстве мы
видели и лебедей), зимой пруд с прошлого
века используется как каток.
В 18 веке на внутренней стороне бульвара
в располагались большие усадьбы, на
внешней — более мелкие владения купцов.
В начале бульвара, слева на углу,
находится примечательное и полезное
здание (дом № 2), Московский главпочтамп.
Это бывшее владение Меншикова, которое
Московский почтамт приобрел в 1783.
Выйдя на берег Чистаков, мы увидим, что еще чуть-чуть — и пора будет вернуть прудам их название до 1703 года, когда Поганые пруды были очищены от отходов мясных лавок и боен, в незапамятные времена располагавшихся поблизости. Несколько отважных рыбаков и парочек, рассекающих водную гладь на пластмассовых лодочках с гордым названием «Онего», дополнят вечерний пейзаж.
Мы обогнем пруд и выйдем к старой гостинице (начало XIX в., ее «близнец» стоит на другой стороне Покровки — но здания, по счастью, двухэтажные, построенные в начале XIX в. Покровка, д. 16 и 17). Мы подойдем к воде по бетонному спуску, поглядим на перекормленных уток и направимся с бульварной аллеи у пруда к домам четной стороны, полюбуемся домом с химерами (№ 16, начало XX в.), пройдем чуть обратно мимо дома № 14 (бывшего доходного дома церкви Троицы на Грязех), ничем не примечательного, кроме того, что в XIX в. почти все дома бульварной застройки выглядели именно так.
Площадь Покровские ворота является частью ул. Покровки. Она возникла на месте снесенных ворот Белого города в конце 18 века. Площадь ограничена с двух сторон зданиями гостиниц (д. 16, д.17, выстроен по проекту архитектора В.П. Стасова в начале 19 в.).
Настоящее название улицы Покровки происходит от церкви Покрова в Садех (снесена в 1777 г.). В советские времена, с 1940 по 1992 г. она была улицей Чернышевского, а изначально — дорогой Хомутовкой, которая вела в царские усадьбы Рубцово-Покровское и Измайлово. Поблизости от ворот Белого города пересекалась р. Рачкой, и частенько бывала размыта. В результате ее окрестности не ценились богатым людом. Известно лишь о двух поселениях котельников и калашников, расположенных в то время справа и слева от Хомутовки. Постепенно Покровка застраивалась: появились церкви (к сожалению, до нашего времени сохранились далеко не все), в 18 веке — дома знати (усадьбы, палаты) вперемешку с деревянными строениями. Со временем каменные дома стали преобладать. С момента возникновения Курского вокзала (1860 г.) Покровка становится оживленной улицей, застраивается лавками, доходными домами, харчевнями.
Под музыку радио «Ретро» мы дойдем до высокой арки дома 12 — если слева стоит старая «Волга» поросячье-розового цвета, значит, мы на верном пути. Сквозь арку, гадая о назначении маленькой двери внутри опоры (дворник когда-то хранил метла и лопаты?) пройдем во двор и повернем налево, а потом направо, обогнув детскую площадку. По левую руку, на широком подоконнике, который одновременно служит и крышей подъезда, каждый теплый день сидит старушка, увлеченная уходом за своими цветами — если мы заговорим с ней, скорее всего, она не удостоит ответом, и нам ничего не останется, как двинуться дальше, направо, к выходу из длинной цепочки проходных дворов, и оказаться в Потаповском переулке аккурат напротив усадьбы Головиных (д. 10, 1810 г.). Две ниши для скульптур с двух сторон от ворот помогут нам укрыться от ветра и прикурить сигарету — но вряд ли мы найдем там брошенные гуляющими бутылки или окурки — заметить эти углубления сложнее, чем кажется.
По Потаповскому переулку мы дойдем до углового скверика и ненадолго свернем направо, к Меншиковой башне, Церкви Архангела Гавриила — памятнику человеческой гордыне, построенному на средства А.Д. Меншикова аж на полторы сажени (3,2 м) выше самого высокого здания — колокольни Ивана Великого. «Провидение», принявшее образ молнии, в начале XVIII века на один ярус подровняло дерзкую башню.
Если около одинокой телефонной будки ты увидишь надпись «для тех, кто» — значит, сегодня ты среди избранных, — говорят это граффити видно не всем…
Дальше к бульвару мы не пойдем, а двинемся по Архангельскому переулку обратно (кстати, поклонники, а скорее, поклонницы известного актера именуют переулок не иначе как «переулок Олега Меншикова», ссылаясь на авторитетного однофамильца). В угловом доме, где оконные решетки в виде слова «Арарат» (когда-то стояли в одноименном ресторане?) на подоконнике всегда сидит или кошка или собака, как они договариваются между собой, я не знаю.
Архангельский переулок, соединяющий Покровку и улицу Мясницкую, за период своего существования сменил много имен. В 17 веке он назывался Котельников, затем, когда А.Д. Меньшиков начал здесь строительство — переулок стал Меншиковым, после того, как Меншиков был сослан — по названию церкви: Архангело-Гаврииловский, причем использовалась то одна, то другая часть названия. В 1924 г. переулок переименовали в «Телеграфный», из-за близости к Центральному телеграфу, но в 1994 г. ему вернули историческое название «Архангельский».
Самым примечательным зданием
переулка является Меншикова башня (обиходное),
или церковь Архангела Гавриила (д. 15а,
1704-1707 гг.). Она построена в стиле
западноевропейского барокко по заказу А.Д.
Меншикова. Группой архитекторов из
Италии и Швейцарии руководил И.П.
Зарудный. Башня еще не была достроена,
когда от удара молнии и последовавшего
за ним пожара сгорела верхняя часть
башни, и обрушился часовой механизм с 50-ю
колоколами, сильно повредив внутреннюю
часть строения. Церковь восстановили
уже без верхнего яруса, и некоторое
время она служила местом масонских
собраний, что наложило свой отпечаток на
внутреннюю отделку. Символы масонской
ложи были уничтожены в 1852 по приказу
митрополита Филарета.
Перед большим
желтым зданием переулок поворачивает
налево, но это важно только для
водителей. Мы с тобой свернем направо в
крошечный скверик и, поднявшись по
ступенькам, попадем в проходной двор,
где ориентирами нам послужат
полуразрушенный дом с выбитыми окнами и
актуальная вывеска «психоневрологический
диспансер». Теперь сворачиваем налево и
выходим в Армянский переулок как раз
напротив посольства Армении.
Окончательное свое название Армянский переулок получил в 18 веке, в связи с находившимся здесь армянским поселением. До этого он был Никольским, Столповским (от названия церкви Николая Чудотворца что у Столпа), Артамоновским… На нем расположены усадьбы Милославских (д. 3) и Тютчевых (д. 11), дом Лазаревых (в настоящее время — Армянское посольство, д. 2).
По правую руку — палаты Милославских, в которых разместился уютный музейчик истории освещения Москвы, о чем красноречиво заявляют с десяток фонарей разных лет во дворе. По Армянскому переулку, мимо особняка Тютчевых слева и бело-голубого барочного особняка справа (сейчас там находится белорусское посольство) мы снова выходим на Покровку и движемся дальше прямо — в Старосадский переулок.
В Старосадском, бросив взгляд на церковь Косьмы и Дамиана постройки знаменитого Казакова, неуютно расположившуюся на фоне огромной спичечной коробки стекла и бетона, пожалуй, свернем в первый же двор налево через подворотню. Чуть пригнувшись под серебристой трубой и поднявшись по неприметным ступенькам, выйдем к живописным руинам неизвестного памятника архитектуры, на этаж вросшего в землю, о чем возвестит картонная табличка, прибитая к ограждению — неподалеку от емкого плаката «береги колесо».
Но нас больше интересуют здесь старинные палаты — перестраивались они не один век, что нетрудно заметить по разным частям здания. Для нашего удобства дом выкрашен в три цвета — маленькая белая часть самая древняя, желтая с белыми колоннами постарше, зеленая и самая большая — уже последняя пристройка. Напротив палат растет самый, как говорят, старый тополь в Москве. Если оторвешь на память кусочек коры, дереву это не повредит.
Имя Старосадскому переулку было дано из-за располагавшихся здесь княжеских садов.
До 1922 г. Он назывался Космодамианским. На нем находится городская усадьба (д. 5, конец 18 — начало 19 века), лютеранская Церковь Петра и Павла (д. 7, 1903-1913 г.г.), жилой дом (д. 8, нач. 19 века) с палатами 17 века, Церковь Владимира в Старых Садех (д. 9, 1650-е гг.), купеческий особняк (д. 10, конец 19 века).
На углу Старосадского и Маросейки находится церковь Косьмы и Дамиана ((улица Маросейка, д. 14), 1791-1793 г.г.).
С кусочком коры в кармане мы пройдем к выходу из двора в сторону Колпачного переулка и повернем направо.
Колпачным переулок был назван по слободе колпачников. Он известен с 18 века. Многочисленные усадьбы и особняки говорят о том, что это место ценилось знатью: дом Долгоруких (д. 6), включающий в себя палаты 17 века, палаты Мазепы (д. 10, 16-17 век) — известнейший памятник архитектуры, дома банкиров и врачей.
Миновав старое пожарное депо, дойдем до палат Мазепы (можно не полениться и тоже заглянуть во двор) и спустимся дальше к Хохловскому переулку, где свернем на этот раз налево. Не рискну предсказывать, что нарисовано на заборе (а ты что подумал? нет-нет) — анонимные художники часто обновляют свои творения на высокой стене вокруг скверика. Кстати, в сквере мы сможем присесть на лавочку и представить себе старинные станки в типографии Юргенсона, дом напротив (сначала печатали ноты, потом — подпольную литературу), а может быть, постараться разглядеть их за высокими окнами.
Дальше
пойдем мимо усадьбы дьяка Украинцева (дом
№ 7) — угловое здание со смешными
красными окантовками окон, известное
неимоверной толщиной стен, мимо церкви
Троицы в Хохлах, бывшей когда-то одним из
самых нищих приходов в Москве, куда «ссылали»
нерадивых священников…
Свернув еще
раз, вслед за переулком, мы выйдем к
Хохловской площади, почти целиком
занятой автомобильной стоянкой. Если
хочешь пройтись еще — сворачиваем
направо на Покровский бульвар, а если на
сегодня хватит — заглянем во двор на
другой стороне бульвара, навестим
старенький, раскрашенный во все цвета
радуги «москвичонок» и совершенно
обессилевшими устроимся в «коммунальном
очаге» у Покровских ворот с чашкой кофе
— стекляшка Кофе-бина у трамвайной
остановки вполне подойдет…
Материал взят с сайта www.pamiatniki.ru