Наследие христианского Запада и православный Восток
cвящ. Георгий Чистяков Из книги "Размышления с Евангелием в руках", М., "Путь", 1996, стр. 92-107.ЗАПАДНАЯ ИКОНА
Следующим, третьим даром католической
Церкви православной надо признать иконы.
Византийская икона и в Средние века
чрезвычайно высоко ценилась на Западе (так,
именно византийского происхождения
чтимая икона Св. Девы в Болонье - главная
святыня города), но в наше время она
стала просто неотъемлемой частью
западной духовности. Так, например,
главной святыней храма Св. Троицы в
Париже и символом его общины стала копия
"Троицы" преп. Андрея Рублева. При
этом в России еще в XVIII веке получила
достаточно широкое распространение
западная икона - Восток и Запад как бы
обменялись дарами друг с другом.
Из Модены в начале XVIII века (вероятно,
в 1717 году) граф Б. П. Шереметев привез и
поместил в храме Успения Божьей Матери в
селе Косино близ Москвы икону Св. Девы.
Вскоре она стала почитаться как
чудотворная, а в 1848 году в честь ее был
установлен особый праздник 20 июня или 3
июля по новому стилю, а икона получила
название Моденской или Косинской.
Писательница Т. Толычова (автор
замечательных "Семейных записок" -
Москва, 1865) в книжке "Село Коссино" (изд.
4-е. М., 1904) писала о Моденской иконе: "Под
другим названием знает ее народ, но
икона, которой приносит он теплые
молитвы, была написана под южным небом, и
ей молились когда-то на чуждом нам языке.
Известно по преданию, что один из наших
вельмож привез ее из Молены, и вот уже
полтора столетия, как стоит она в
Коссине, посвященном издревле
верованиями народа Пречистой Деве" (стр.
3). Икона, привезенная из Италии, стала
поистине народной святыней, в наши дни
списки ее можно встретить во многих
подмосковных храмах, особенно к юго-востоку
от Москвы (Вешняки, Никольское-Архангельское,
Наташино и др.). Тондо Рафаэля, так
называемая Мадонна делла седдиа,
почитается в России как чудотворная
икона Трех Радостей. Особо чтимый список
ее находился до революции в недавно
обновленной московской церкви Св.
Троицы на Грязях на Покровке. Эта икона
была привезена непосредственно из
Италии в начале XIX века молодым
художником, который учился во Флоренции,
сам написал эту копию и после
возвращения в Москву пожертвовал ее в
свой приходской храм. Праздник в честь
иконы Трех Радостей - на другой день
после Рождества Христова.
Западного письма и Ахтырская
икона: на ней Св. Дева изображена с
непокрытой головой, распущенными по
плечам волосами, во время молитвы перед
небольшим, стояшим на столике Распятием
piis cum manibus, то есть с руками, сложенными
вместе, как это делается во время
молитвы. Жест этот, столь типичный для
Запада, как известно, не принят на Руси -
тем не менее именно так изображена здесь
Матерь Божия. Икона эта была обнаружена
летом 1739 года близ г. Ахтырка (100 с
небольшим км от Харькова) местным
священником о. Даниилом Васильевым. Он
косил траву и на луговине, как гласит
местное предание, неожиданно нашел
икону. Первое время хранил образ у себя
дома, затем, когда слава о нем стала
распространяться, передал в храм
Покрова Богородицы, в то время
деревянный. Позднее в честь Ахтырской
иконы был установлен особый праздник 2/15
июля, а в 1753 году на месте Покровского
храма началось строительство каменного
собора, который был освящен в 1768 году. В
Москве чтимый список с этой иконы имелся
в церкви св. Тихона Амафунтского на
Арбатской площади, ныне разрушенной.
Теперь он находится в храме св. апостола
Филиппа близ Арбата в Афанасьевском
переулке.
В храме св. Димитрия
Солунского в селе Малахове под Москвой (Раменский
район) есть западного письма икона
Пресвятой Девы, которую называют здесь
Солнечной. Особого праздника в ее честь
в календаре нет, документально история
этого образа не прослеживается, но
старая прихожанка этого храма
рассказывала мне, когда я еще студентом
бывал в этой деревне, что некогда эта
икона приплыла сюда по реке. Совсем как у
Н. Гумилева:
Порою крестный ход и пение,
Звонят во все колокола,
Бегут, то значит - по течению
В село икона приплыла.
В сельских храмах по всей стране, даже
теперь, когда в большинстве своем они
разрушены или, во всяком случае,
разорены, можно обнаружить немало икон,
привезенных сюда местными помещиками из
Италии и Франции в течение XVIII и XIX
столетий. И повсюду они как-то особо
почитаются. В Ахтырку, как
свидетельствует литература прошлого
века, в частности Памятная книжка
Харьковской губернии, приезжали лишь
затем, чтобы поклониться иконе, в
сущности, именно вокруг иконы вырос
город и только ею был знаменит.
Во многих православных храмах
можно найти списки Ченстоховской и
Остробрамской икон. В Вильнюсе, где
находится Остробрама, перед ней
преклоняют колени равно благоговейно и
католики, в принадлежащей коим часовне
находится икона, и православные.
Протоиерей И. Бухарев в книге "Чудотворные
иконы Пресвятой Богородицы" (М., 1901)
пишет: "Все жители Вильны и окрестных
мест, как православные, так и католики,
имеют благоговейное почитание к сей
чудотворной иконе" (стр. 147). Списком с
Остробрамской иконы была келейная икона
Пресвятой Богородицы у преп. Серафима
Саровского - "Радость всех радостей",
обычно называемая "Умиление",
вероятно, этот список был получен из
Академии художеств в Санкт-Петербурге, с
которой у Сарова были постоянные связи.
Западного происхождения такие иконы
Матери Божией, как "Всех скорбящих
Радость", Филермская, Семистрельная и
другие.
Епископ Мелетий (Якимов) в книге о святителе Иннокентии Иркутском сообщает, что святой всю жизнь возил с собою на холсте писанный образ Сердца Иисусова. После смерти и канонизации владыки эта икона как великая святыня хранилась в благочестивом семействе, где бывал св. Иннокентий. Ее в конце XIX века видел там еп. Мелетий.
Материал взят с сайта www.spasi.ru