Урок эстетики, посвящённый 190-летию Бородинского сражения
Тема. "Художник-баталист Франц Алексеевич Рубо (1856–1928 гг.)".
Цели. Познакомить детей с творчеством художника-баталиста, основоположника панорамной живописи в России; дать понятие "панорама", истории создания панорам, панорамы "Бородинская битва"; прививать любовь к искусству; расширять исторические познания.
Оборудование. Фотографии Ф.А. Рубо; Б.М. Колюбакина, К.Беккера; энциклопедия; фотография "Письмо Ф.А. Рубо архитектору П.А. Воронцову-Вельяминову с рекомендациями по постройке здания для демонстрации панорамы "Бородино" на Чистых прудах в Мос-кве"; фотография "Здание на Чистых прудах в Москве", где с 1912 по 1918 г. демонстрировалась панорама.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Сообщение темы и цели урока
Учитель. Друзья! Наш урок сегодня будет посвящен необычной картине (размер ее огромен – 115 м в длину и 15 м в высоту), и ее автору – Рубо Францу Алексеевичу (1856–1928 гг.).
Учитель записывает даты на доске.
– Рубо – художник-баталист, основоположник панорамной живописи в России. Размещена эта картина в музее-панораме "Бородинская битва" в Москве.
III. Тема урока
У. Друзья! Рассмотрите фотографию Франца Алексеевича Рубо.
Учитель пишет даты на доске и показывает фотографию.
Дети. Лицо умное, глаза
прищурены.
– Широкие усы.
– Одет в пиджак, под ним жилетка,
белая рубашка и галстук.
– Жил давно, а одет по-современному.
– Голова почти совсем лысая.
У. Вот так выглядел знаменитый художник-баталист Франц Алексеевич Рубо. Нам с вами встретились слова "художник-баталист"? Какие его картины вы помните?
Д. Художник Василий
Васильевич Верещагин – баталист.
– Он написал картину "Апофеоз
войны".
– Груда черепов производит страшное
впечатление.
– И еще "Смертельно раненный";
раненный солдат идет и вот-вот упадет.
Родился Рубо 3 июня 1856 г. в Одессе в семье переселившегося из Франции небогатого коммерсанта.
В 1876 г. после окончания одесской рисовальной школы он уезжает в Мюнхен для продолжения образования. В Мюнхене у Рубо появились семья, дом. Но, живя и работая в Германии, художник регулярно приезжает в Россию, много путешествует по стране, пишет этюды, которые в мюнхенской мастерской ложатся в основу его живописных произведений. История России, ее природа, быт и нравы населения становятся главными темами творчества художника. Франц Рубо оставил богатое наследие: около 200 картин, множество этюдов, эскизов. Но наибольшую известность принесли ему три панорамы, лучшей из которых он считал панораму "Бородинская битва". Работа над этой панорамой отняла у него много сил и здоровья. В конце 1913 г. он уезжает для лечения в Мюнхен. Начавшаяся Первая мировая война оторвала художника от родины. В 1928 г. Франц Алексеевич Рубо скончался.
– Что же такое панорама? Обратимся к справочной литературе.
Панорама – особый вид изобразительного искусства. Она состоит из огромного живописного полотна, висящего по замкнутому кругу, в центре которого на определенной высоте находится смотровая площадка, и предметного плана, располагающегося между смотровой площадкой и полотном. Источник света и верхний край полотна скрывает от зрителя специальный зонт-рефлектор.
Первые панорамы появились в Англии, Франции, позже в Германии.
В конце XIX в. первая батальная панорама "Штурм аула Ахулько", посвященная взятию русскими войсками резиденции Шамиля в 1839 г., появилась в России. Автором ее был Франц Алексеевич Рубо.
С большим успехом эта панорама экспонировалась в Мюнхене, Париже, Нижнем Новгороде, Севастополе и Санкт-Петербурге. Рубо было присвоено почетное звание профессора Баварской академии художеств, вручен баварский орден Св. Михаила, а также высшая награда Франции – орден Почетного легиона. К сожалению, до наших дней эта панорама не сохранилась.
В 1904–1905 гг. (учитель пишет даты на доске) к 50-летию Крымской войны Рубо написал вторую панораму – "Оборона Севастополя". Эта панорама сильно пострадала в 1942 г., во время Великой Отечественной войны. (Дату учитель пишет на доске.) Здание, в котором она экспонировалась, подверглось бомбардировке. Матросы, солдаты и жители города, бросившиеся в горящее здание спасать панораму, разрезали огромный живописный холст на части. Их оказалось 86. Но восстановить по спасенным фрагментам панораму не удалось. Она была заново написана группой художников-баталистов в 1954 г. и демонстрируется в Севастополе.
В конце 1909 г. (дату учитель пишет на доске), когда в России началась подготовка к празднованию 100-летнего юбилея Отечественной войны 1812 г. (учитель пишет на доске), Рубо высказывает мысль о написании панорамы, посвященной подвигу народа России в этой войне. Идею поддержали передовая общественность, правительство.
Панораму решили посвятить Бородинскому сражению, а здание дня нее построить в Москве.
Предполагалось показать один из напряженных периодов Бородинского сражения – события, последовательно происходившие с 10 часов утра до полудня: бои на семеновских флангах, где сражались воины во главе с П.И. Багратионом, у батареи Раевского, где проходила знаменитая контратака Уфимского полка, возглавляемая А.П. Ермоловым. Предлагалось также показать бой у деревни Утица, рейд казаков Платова и кавалеристов Уварова в тыл неприятеля. Центральной точкой обзора должна была стать деревня Горки. В конце марта Рубо приезжает в Москву. Первого апреля он выезжает на Бородинское поле, где тщательно изучает позиции сторон, осматривает сохранившиеся укрепления, посещает музей на станции Бородино, Спасо-Бородинский монастырь, беседует с местными жителями, пишет этюды, делает зарисовки. Центром обзора, по предложению Рубо, становится деревня Семеновское.
Друзья! Я предлагаю вашему вниманию фотографию рабочего момента над панорамой. Рассмотрите ее, это небольшая частица всего полотна.
Учитель показывает фотографию.
Д. Люди стоят на
деревянном возвышении, их трое.
– Двое в халатах стоят, а один сидит,
одет в костюм.
– Сзади них большая картина. Если это
только часть, то какая же она вся?
– Хорошо видно холмистое поле. Ближе
к нам видны солдаты и дым от стрельбы.
– Справа – небольшая речка.
– На дальнем плане – лес.
– А кто эти трое?
У. В центре – Франц
Алексеевич Рубо. Справа – Б.М. Колюбакин
– генерал, назначенный главным
консультантом Рубо, слева – К.Беккер,
известный немецкий художник-баталист,
приглашенный в помощники Рубо.
Помощников было несколько: К.Беккер –
художник-баталист, М.Цено-Димер –
пейзажист, П.Мюллер, К.Фрош и брат Ж.Рубо.
Художнику предлагается изобразить
только один момент сражения – ситуацию,
сложившуюся на поле боя в 12 часов 30 минут
дня. Основные действия в это время
разворачивались в районе деревни
Семеновское. Зрителя художник решает
поместить на северо-западную окраину
деревни. Возвратившись в Мюнхен, Рубо
приступает к работе. Панорама была
написана в невероятно короткий срок –
за 11 месяцев. О том, какими нелегкими
были эти месяцы, свидетельствуют письма
Рубо Колюбакину. Вот отрывок из одного
письма: "Дорогой, многоуважаемый
Борис Михайлович, сегодня я прекратил на
несколько дней работу... Как тяжело
работать и работать так серьезно и
усидчиво, когда не хватает денег...
Придется мне... продать свой дом, чтобы
кончить Бородино".
К началу мая 1912 г. была завершена вся
основная работа по созданию панорамы. В
начале июня холст и детали предметного
плана погрузили на специальные
платформы и отправили в Москву. Туда же
выехал Ф.Рубо с четырьмя помощниками и
тремя рабочими, чтобы разместить
панораму в здании. Почти год не могли
определить место для панорамы. Только в
январе 1912 года было решено построить
здание на Чистопрудном бульваре.
Деревянное строительство в этой части
города было запрещено, поэтому
постановили соорудить временный
павильон на один сезон, а впоследствии
построить каменное здание.
Строительство началось в начале мая и к
концу июля было в основном завершено.
Около месяца затем продолжалась работа
по размещению огромного полотна (115 м
– длина, 15 м – высота) и установке
предметного плана. Так закончилась
многотрудная работа Ф.А. Рубо по
созданию третьей, и последней, его
панорамы. Она отняла у него много сил и
здоровья.
У. Я предлагаю вашему вниманию набросок здания панорамы, сделанного самим Рубо, и фотографию того же здания.
Учитель показывает фотографию письма Ф.А. Рубо архитектору П.А. Воронцову-Вельяминову с рекомендациями по постройке здания для демонстрации панорамы "Бородино" на Чистых прудах в Москве.
Д. Можно по рисунку
понять, что купол из стекла.
– Высота 15 м, на возвышении должны
стоять люди.
– Сверху крепится зонт.
У. А теперь рассмотрите фотографию этого здания.
Учитель показывает фотографию здания на Чистых прудах в Москве, где с 1912-го по 1918 г. демонстрировалась панорама Ф.Рубо "Бородино".
Д. Здание находится на
берегу пруда.
– Оно круглое, со стеклянной крышей.
– Над входом – двуглавый орел и даты:
1812 (справа) и 1912 (слева) от орла.
В конце августа 1912 г. на улицах Москвы
появились рекламные афиши, извещающие о
том, что на Чистопрудном бульваре у
Покровских ворот открывается панорама
"Бородино" профессора Рубо.
Рассмотрите фотографию этой афиши.
Учитель показывает фотографию афиши с сообщением об открытии панорамы на Чистых прудах.
Д. Там даже написано, на
каких трамваях можно было туда
добраться.
– Почему-то слово "академик"
написано очень мелко.
– Даже написано, что сражение между 12
и 1 ч дня 26 августа 1812 г., и почему-то в
некоторых словах на конце стоит твердый
знак, а в слове "сражения" вместо
буквы "и" палочка с точкой наверху.
У. Таков был русский язык в те годы.
Д. Билеты стоили
недорого. Самый дешевый – 32 копейки по
воскресеньям, а самый дорогой – 1 р. 30 коп.
по вторникам.
– Дети платили половину стоимости. И
сейчас детям тоже дается скидка.
У. Официальное
представление панорамы состоялось 20
августа. Оно было торжественным и пышным.
Присутствовали царская семья, высшая
знать. Пояснения давали Ф.А. Рубо и Б.М. Колюбакин.
31 августа панорама открылась для
всеобщего обозрения. Она произвела
большое впечатление. Все в восторге от
"Бородинского сражения", – писал в
это время Рубо в Академию художеств.
Но жизнь панорамы в наскоро построенном
павильоне была нелегкой. Живописное
полотно и предметный план очень сильно
страдали во время дождей. Главное
управление Генерального штаба сообщало
о том, что во время дождей "не только
промокает и гниет передний план и
холщовый зонт над площадкой, но и
намокает картина с внутренней стороны, а
на самих красках остаются грязные следы
потоков". В начале 1918 г. павильон
пришел в полную негодность. Полотно
сняли, навернули на деревянный вал, и
почти сорок лет оно хранилось в таком
состоянии, порой в самых
неблагоприятных условиях.
В 1939 г. была создана специальная
комиссия во главе с И.Э. Грабарем для
осмотра живописного холста. Итог
обследования: живописное полотно
восстановить невозможно.
После Великой Отечественной войны, в 1946
г. (дату учитель пишет на доске),
состоялось более тщательное
обследование картины. Она была
перевезена в авиационный ангар и
раскатана на треть длины. Состояние
холста и красочного слоя было печальным.
Некоторые живописцы предложили
вырезать из холста наиболее
сохранившиеся фрагменты, а панораму
написать заново. Но группа
реставраторов во главе с П.Д. Кориным
принимает решение – попытаться спасти
панораму Рубо. В помещении
Государственного музея изобразительных
искусств им. А.С. Пушкина ими была
проведена реставрационная работа,
равной которой не знала мировая
практика.
Так как специального здания для показа
панорамы не было, холст вновь навернули
на деревянный вал.
Д. А дальше что было?
У. А об этом мы поговорим на следующем уроке.
IV. Итог урока
У. С каким художником-баталистом
вы познакомились?
– Основоположником какой живописи он
являлся?
– Какие панорамы созданы им?
– Что вы запомнили из истории
создания панорамы "Бородинская битва"?
Каков размер полотна?
– Где впервые демонстрировалась
панорама "Бородинская битва"?
– Как выглядела афиша?
– Какова судьба полотна и почему его
пришлось снять?
Ответы детей.
Зоя
БАРАНОВСКАЯ,
школа № 659, г. Москва
Материал взят с сайта www.1september.ru