МАСКАРОНЫ
А.А.Колмовской
Во времена Петра I из Западной
Европы пришли маскароны и скульптура,
ранее в России неизвестные. Маскарон,
как элемент скульптурного убранства
фасада - украшение в виде человеческого
лица, морды животного или мифического
существа, высекался из камня либо
отливался из гипса. Чаще всего маскарон
располагался в замковых камнях оконных
и дверных проемов, а также ворот либо во
фризовых панелях или сандриках.
Первые маскароны в виде головок ангелов
над окнами появились в Москве в 1696 году
на церкви Покрова Пресвятой Богородицы,
"что на Лыщиковой горе" в Таганской
слободе. Скульптурный декор в стиле
барокко украшал храмы, построенные
архитектором И.П.Зарудным: церковь
Архангела Гавриила, больше известную
как "Меншикова башня" (1704-1707), и
церковь Иоанна Воина на Большой
Якиманке (1707-1713).
Пышный, нарядный стиль барокко
продержался почти до конца XVIII века. В
Москве сохранилось несколько храмов,
выполненных в этом стиле и украшенных
головками ангелов: это церковь Никиты
Мученика архитектора Д.В.Ухтомского (1751),
церковь Климента папы римского А.П.Евлашева
(1754-1774), колокольня церкви Святой Троицы
в Серебряниках К.И.Бланка (1781) и другие.
Из гражданских зданий до нас дошел лишь
дом Апраксиных на Покровке, построенный,
по-видимому, по проекту одного из
учеников знаменитого петербургского
архитектора Бартоломео Растрелли и
украшенный женской маской.
Постепенный процесс отхода от барокко и
увлечение классическими
древнегреческими формами под влиянием
идей эпохи Высокого Возрождения в 1770-х
годах дошел до Москвы. Матвей Федорович
Казаков, на полвека вперед
предопределивший стиль московского
классицизма, использовал для украшения
своих зданий маскароны. Головки ангелов
украшали построенную им церковь Филиппа
Митрополита (1777-1778).
Львиные морды, характерные для периода
классицизма, есть на здании Московского
университета (1786-1793, М.Ф.Казаков,
восстановлено после пожара в 1817-1819 годы
Д.И.Жилярди), дом Хрущевых-Селезневых на
Пречистенке (1814, А.Г.Григорьев), дом
Усачевых-Найденовых на Земляном валу
(1829-1831, Д.И.Жилярди). Хрестоматийную
известность получил построенный в 1785-1786
годы архитектором В.И.Баженовым Пашков
дом на Моховой, украшенный скульптурой и
львиными масками. Помпезно декорированы
постройки городской усадьбы
горнозаводчика Баташова на Яузской
улице, возведенные крепостным
архитектором М.Кисельниковым (1798-1802) по
проекту архитектора Р.Р.Казакова. Кроме
прочих украшений, здесь много
маскаронов: львиных - в духе классицизма
и стилизованных мужских. Своеобразны
маскароны воинов, размещенные на
кронштейнах балкона дома Охотниковых
начала XIX века на Пречистенке. В начале XIX
века малоизвестными архитекторами
строятся многочисленные одно- и
двухэтажные деревянные оштукатуренные
особнячки, решенные в ордерной системе и
украшенные маскаронами, которые в
основном были уничтожены пожаром 1812
года.
После изгнания Наполеона силами
Комиссии для строения города Москвы,
возглавляемой выдающимся архитектором
Осипом Ивановичем Бове, Москва
возрождается. Складывается
торжественно-величественный стиль "московский
ампир", прославлявший победу русского
народа. Лепные украшения зданий
содержат атрибуты доспехов и военную
символику, мифологические сюжеты,
связанные с военными победами. Но
маскарон продолжает существовать (львиные
маски на фасаде дома князя Гагарина на
Поварской, Дом Коннозаводства,
архитектор Д.И.Жилярди, 1820). Возведенный
в 1821-1824 годы О.И.Бове и А.А.Михаиловым-2-м
Большой театр, помимо прочих украшений,
имеет на фасадах фризовые панели с
включением мужских и женских
тематических масок.
Начиная с 1830-х годов интерес к
классицизму пропадает, архитектурные
поиски приводят к стилизации готической,
мавританской, египетской архитектуры, к
ренессансу, возникает эклектизм. В
качестве примеров характерного здания
середины XIX века в Москве можно привести
дом № 7 на Знаменке, украшенный
прекрасным маскароном сатира, дом №26 на
Новокузнецкой улице с мужскими и
женскими маскаронами, дом №31 по
Неглинной.
Больше всего маскаронов в Москве
появилось в период расцвета эклектики,
когда в конце XIX - начале XХ века многие
дворяне продают московские владения
купцам и промышленникам. Дороговизна
земельных участков заставляет
максимально использовать каждую пядь
приобретенной земли, поэтому здания в
плане повторяют план приобретенного
участка. Индивидуальность этих
невыразительных зданий достигалась
только за счет украшения фасадов, в том
числе и с помощью маскаронов.
Интересны, например, маски старика на
особняке Викулы Морозова во Введенском (ныне
Подсосенском) переулке (1879, М.Н.Чичагов),
стилизованные маски на доме княгини
Бебутовой по Рождественскому бульвару
(1909, Г.А.Гельрих), маскароны сатира по
Лобковскому переулку, 2 (В.И.Кардо-Сысоев)
и по Николоямской улице, 19 (1902, М.Е.Приемышев),
маскарон стилизованного льва на
Петровском пассаже (1906, Б.В.Фрейденберг и
С.М.Калугин), множество женских и львиных
масок, украшающих Никольские ряды (1900, Л.Н.Кекушев),
мужские стилизованные маскароны в
замковых камнях оконных проемов по
Вознесенскому переулку, 15 (1885, А.Э.Эрихсон),
женские и мужские стилизованные
маскароны по Земляному валу, 56.
Маскарон понадобился и новому стилю,
вызревшему в недрах эклектики, - модерну.
Именно в Москве, где зачинателем его
явился архитектор Феодор Осипович
Шехтель, оказалось наибольшее
количество архитектурных шедевров
этого стиля. В деловых домах модерн
обнаруживался необычными пропорциями
окон и простенков, применением новых
конструкций и материалов, а в доходных
жилых домах - характером декора:
балконами криволинейных очертаний,
эркерами, украшенными лепным орнаментом
с использованием аканта, и, конечно же,
маскаронами неклассических форм:
мягкими, лиричными, обаятельными
женскими головками, как, например, на
улице Сергея Радонежского, 7 (К.К.Кайзер),
на Покровке, 19 (П.А.Дриттенпрейс), на
Старой
Басманной, 12 (Н.И.Жерихов), в Рахмановском
переулке, 3 (И.А.Иванов-Шиц), в 1-м
Неопалимовском переулке, 21 (В.В.Шауб).
Маскароны воинов обрамляют вход в дом №
4 по Никольскому (Плотникову) переулку
(1907, Н.И.Жерихов). На фасаде торгового и
жилого дома фарфорозаводчика Кузнецова
размещены маскароны Гермеса, но в новой,
своеобразной трактовке (Ф.О.Шехтель).
В момент пробуждения интереса к
наследию классицизма в начале ХХ века
хотя ордерная система и не применяется,
но элементы классического декора широко
используются в украшении доходных домов
на Солянке (1912-1915, В.В.Шервуд, И.А.Герман, А.Е.Сергеев),
на Новокузнецкой улице (1912, В.И.Дзевульский),
в Уланском переулке (1914, И.В.Рыльский) и
других. Оригинальны маскароны на доме №
20 по Пятницкой улице (1911, С.М.Жаров).
Нельзя не сказать об особняке с доходным
домом князя С.А.Щербатова на Новинском
бульваре, построенном в 1912 году
архитектором А.И.Таманяном в стиле
классицизма, украшенном множеством
барельефов на античные темы и мужскими и
женскими маскаронами. В 20-30-е годы о
маскаронах вовсе забыли. В отличие от
Санкт-Петербурга, где известны случаи
портретных маскаронов (например, А.С.Пушкина
и И.С.Тургенева на фасаде театра
Апраксиной или писателей и поэтов на
доме издателя Балашова), в Москве
имелись лишь абстрактные.
Однако в 1927-1929 годах на Моховой было
построено новое здание библиотеки по
проекту архитекторов В.Щуко и В.Гельфрейха,
в филенках этажных перекрытий-поясов
которого размещались скульптурные
портреты великих писателей и ученых. На
доме № 25 по Тверской (1949, А.К.Буров)
имеются маскароны, связанные с
театральной тематикой. В 1948-1950 годы
архитекторы А.Ф.Хохряков и З.О.Брод
строят на Ленинградском проспекте дом №
71, украшенный мужскими маскаронами.
Стилизованный маскарон оживляет фасад
жилого дома с кинотеатром "Темп" на
Беговой улице.
Если в архивах и литературных
источниках можно отыскать фамилии
архитекторов, проектировавших здания,
то данные о скульпторах практически
отсутствуют. Можно только упомянуть о
ряде скульптурных мастерских,
выполнявших лепнину для фасадов: А.С.Козлова
(1872-1917), М.Д.Кутырина, С.А.Пожильцова, А.П.Чернышева
и других. Уже в начале XIX века, помимо
заказных лепных украшений, существовали
типовые изделия. Например, одинаковые
львиные маскароны помещены в замках
оконных проемов дома Гагарина на
Поварской (Д.И.Жилярди), на доме
Редактора на Страстном бульваре и ряде
других домов. А в начале ХХ века в
простенках домов № 3 и 6 по Дегтярному
переулку и № 6 по М.Коковинскому -
одинаковые гермы с женскими головками.
Что же теперь? Маскароны ушли в небытие?
На Долгоруковской улице, 15, в 1995 году
АОЗТ "Строитель" (генеральный
директор А.П.Ядоян) выстроил здание, в
замках оконных проемов которого
расположены абстрактные маскароны (архитекторы
В.Н.Ковшель и Т.И.Галкина, скульптор Н.П.Бровченко).
Реконструированный после пожара в 1993-1995
годы дом № 16 по Тверской (архитекторы Ю.Н.Шевердяев
и А.П.Клинский) украсился женскими
маскаронами двух видов, выполненными
способом чеканки из листовой меди (скульптор
Ф.М.Сагоян). В 1996-1997 годы по
Новослободской улице, 28, выстроен жилой
дом с салоном моды по проекту
архитектора М.В.Плеханова в духе стиля
модерн. Фасад украшает лепная женская
маска (скульптор Ю.П.Вайс).
Восстанавливается утраченный лепной
декор при реконструкции ряда старинных
зданий (бывший дом Лопухиных в М.Знаменском
переулке).
Материал взят с сайта www.rusk.ru