Храм
Основу древнерусского храма
составляет крестово-купольная
композиция, пришедшая из Византии.
Прямоугольное в плане здание делится
четырьмя столбами, образующими крест и
поддерживающими своды. На главные
столбы опирается барабан со световыми
окнами, завершением которого служит
купол.
Стены здания , соответственно
разделению внутреннего пространства,
делятся лопатками на три (иногда более)
части - прясла, каждое из которых
завершается закомарой. Восточная стена,
где располагается алтарь, выдается
вперед полукруглыми выступами -
апсидами. Главный вход, портал которого
декорирован резьбой или колоннами,
располагается в западной части храма.
На протяжении времени архитектура и
декоративное убранство храма, сохраняя
в целом основную композицию, изменялись
в зависимости от стилей и традиций.
Пилястр(а) - плоский вертикальный выступ
прямоугольного сечения на поверхности
стены или столба; имеет те же части, что и
колонна, и служит для членения плоскости
стены.
Росписи (мозаики, фрески) христианского
храма представляют собой продуманную,
сложившуюся на протяжении столетий
стройную систему.
В верхней части храма, на своде купола,
обычно помещается изображение Христа-Пантократора
(Вседержителя) в окружении славящих его
архангелов, серафимов и херувимов. Под
сводом купола в простенках между окнами
барабанов располагаются фигуры
пророков или апостолов, кто, согласно
учению, слышал глас Божий и
распространил христианскую веру "до
краев земли". На четырех парусах
помещаются образы евангелистов Матфея и
Иоанна - на востоке, Марка и Луки - на
западе. На сводах храма и верхних ярусах
стены чаще всего изображаются сцены
земной жизни Христа и Богородицы, ниже -
евангельские притчи и сцены из жития
святых, еще ниже вселенские соборы как
отражение жизни церкви. Нижний ярус
нередко выстроен из одиночных фигур -
святые отцы или святые князья, иноки,
воины. Внизу, по периметру храма,
проходит орнаментальный пояс.
Росписи восточной части являются самыми
значимыми. В ранних храмах на открытых
для обзора своде и стене апсиды, как
правило, помещались образы Богоматери,
Христа или сцена Евхаристии (свод),
образы отцов церкви, сцены из Евангелия
и др. (стена). С появлением высокого
иконостаса часть композиций была
перенесена в разные чины иконостаса.
Основной темой западной части храма
является композиция Страшного суда.
Материал взят с сайта lesebuecher.pisem.net