Дорога в Царское село
До
1918 года в Москве существовали две улицы
практически с одинаковыми названиями:
Покровка и Покровская. Покровка, как,
собственно, и сейчас, кончалась у
Земляного вала, далее шли Старая
Басманная и Елоховская (теперь
Спартаковская), а за ней следовала
Покровская, ныне хорошо известная
москвичам как Бакунинская. Когда-то эта
улица была просто широкой проселочной
дорогой, которая подходила к дворцовому
загородному селу Рубцово,
располагавшемуся в районе современных
нам улиц Гастелло, Большой Почтовой и
Бакунинской.
Царское село было оборудовано по-помещичьи
добротно. Огороды, плодовые сады, пруды с
садками для рыб, пчелиные ульи,
пивоварни и прочие хозяйственные
постройки полностью обеспечивали
венценосную семью на отдыхе всем
необходимым. В начале XVII века по указу
царя Михаила Федоровича в память
освобождения от польско-литовских
интервентов неподалеку от царских палат
построили каменную церковь Покрова.
Тогда и появилось второе название села -
Покровское. Алексей Михайлович,
унаследовавший престол после смерти
отца, эту родовую вотчину не особенно
жаловал. И хотя постоянно бывал тут
наездами, когда охотился неподалеку,
надолго здесь не задерживался.
Новый расцвет села связан с именем
дочери Петра I Елизаветы, которая
провела в этих местах большую часть
молодости. Анна Иоановна, царившая тогда
на престоле, не хотела терпеть соперницу
при дворе, и Елизавете ничего не
оставалось, кроме как развлекаться. В
начале 40-х годов XVIII столетия она
построила в родовом Покровском новый
пышный каменный дворец, а рядом с ним - «увеселительный»
парковый ансамбль с качелями,
каруселями и прочими развлечениями.
Здесь Елизавета устраивала праздники, и
сама нередко плясала в хороводах
покровских девушек, одетая так же, как
они, в нарядный сарафан и кокошник. Позже,
уже при Екатерине II, в дворцовом парке
соорудили огромную катальную гору,
длиной почти 400 метров. На ней
дозволялось «катаца летом и зимою
дворянству и купечеству и всякого чина
людям, кроме подлых». А уставших от
развлечений гостей ждал «трактир и в нем
кушанье, чай, чеколад, кофей, водка
гданская и французская, виноградное
питье, полпиво и меды».
Впоследствии веселые гуляния в
Покровском как-то престали быть модными,
а потом и вовсе прекратились. Село из
царского превратилось в обычное
городское предместье, а его главный храм
Покрова с 1761 года стал приходским. В
следующем XIX столетии во дворце одно
время размещались казармы, а потом, с 1870
года и вплоть до революции, и дворец и
церковь были отданы в ведение Общины
сестер милосердия. Елизаветинское
здание надстроили вторым этажом и
мезонином, а фасад, выходящий сейчас на
улицу Гастелло, декоративно оформили в
духе XVII столетия. К началу XX века
никакого царского благолепия в этих
местах вообще не осталось. Исчезли сады,
пруды, огороды, на месте которых
образовался обычный район московского
окраинного предместья, похожий на
многие другие, попавшие в 1742 году в
кольцо между Земляным валом и Камер-коллежским.
По дороге в Покровское-Рубцово царский
поезд непременно проезжал село Елохово
или Елох, прославленное тем, что здесь в
конце XV века родился самый почитаемый на
Москве юродивый и чудотворец Василий
Блаженный. Известно, что он прожил 83 года
и заслужил сан святого. Хоронили его с
царскими почестями. Сам Иван Грозный с
боярами нес гроб с телом юродивого к
Троицкой церкви на Красной площади,
ставшей с тех пор известной как собор
Василия Блаженного.
Название Елох, по словарю Даля,
произошло от искаженного слова ольха,
которой, видимо, много росло по берегам
ручья Ольховец, протекавшего когда-то в
этих местах. Ручей впадал в речку Чечеру,
пересекавшую Елоховскую улицу (с 1919 года
Спартаковскую). На месте ее русла сейчас
проходит Ново-Рязанская улица, а тогда
берега реки соединял мост, тоже
Елоховский, или, как его называли в
народе, Ехалов. Вероятно, это прозвище
закрепилось за мостом по той причине,
что еще во второй половине прошлого века
жители Преображенского, Семеновского,
Черкизова, Измайлова и других
московских предместий ехали по нему, кто
на линейках, кто на переполненных конках,
утром - в город, а вечером - из города.
Днем движение шумного людского потока
прекращалось, и на окраинной Елоховской
воцарялась тишина, свойственная любой
другой захолустной улице. Только в конце
XIX столетия речку и пруды засыпали, а
мост разобрали.
Маленький скверик им. Баумана, до
революции носивший имя Пушкина, ведет к
знаменитому на всю Москву Елоховскому
собору Богоявления. В приходских книгах
этого храма есть запись о крещении в нем
8 июня 1799 года младенца Пушкина,
нареченного Александром. В те времена
Елоховский собор еще не был таким
величественным, хотя уже и тогда
славился своим многочисленным приходом
и богатством. Каменная церковь с
Благовещенским пределом существовала
на этом месте с начала XVIII века. Сюда
тянулись не только местные жители села,
но и часть православного населения из
Немецкой слободы. Приход рос, и со
временем старая церковь уже не вмещала
всех желающих. Тогда, в конце того же
столетия, к ней пристроили большую
трапезную и возвели колокольню. Именно в
той церкви крестили Пушкина. Со временем,
в следующем столетии, когда приход еще
больше увеличился, возникла
необходимость нового, более
вместительного здания. Для сооружения
собора в 1835 году был приглашен известный
московский архитектор Е.Д. Тюрин. Он
создал проект того самого огромного
величественного храма с органично
примкнувшей к нему старой трапезной,
который до сих пор задает архитектурный
и духовный тон этой давно уже не
окраинной местности Москвы. Даже
высоким зданиям современной застройки
не удалось заслонить или подавить
монументальный облик Богоявленского
собора, который с 1930 года стал
кафедральным патриаршим собором,
известным на всю Москву и собиравшим
даже в советские времена на праздники
огромное количество народа.
На пасху, перед крестным ходом, как,
впрочем, и сейчас, ведущие к храму улицы
были настолько запружены толпой, что уже
с 9 вечера местным жителям было весьма
проблематично добраться до дома. Еще в
начале 60-х годов отряды конной милиции
на красивых, преимущественно белых в
яблоках лошадях, непременно появлялись
на Спартаковской ближе к полуночи. Они
обеспечивали широкий проход для шествия,
загоняя желающих увидеть хоть одним
глазком это экзотическое по тем
временам зрелище за турникеты.
В послевоенные времена на улицах и
переулках, прилегающих к Елоховской
церкви, как и на Бакунинской, было еще
много старомосковских домов, в которых
центрального отопления не было. В
больших и маленьких коммунальных
квартирах жильцы топили печи. Даже в тех
оставшихся немногочисленных старых, как
правило, двухэтажных домиках сейчас
закрыты глубокие проемы арочных ворот,
предназначенных для проезда лошадиных
повозок. А тогда появление во дворе
лошади с телегой, груженной дровами,
никого не удивляло. Дрова закупали на
Немецком рынке, располагавшемся
неподалеку, на улице Фридриха Энгельса.
Раньше, до революции, она называлась
Ирининской, по церкви св. Ирины,
принадлежавшей когда-то селу Рубцово-Покровское.
За долгие годы существования церковь,
основанная еще Михаилом Федоровичем,
претерпела множество перестроек и
изменений. Нынешнее здание постройки
конца XIX века помнит и полное забвение, и
стрельбу на занятиях «клуба
ворошиловских стрелков», которые
проводились в ней в 30-е годы.
Сохранились на бывшей Ирининской
улице и остатки старых строений
Немецкого рынка. Тогда на нем торговали
и колхозными продуктами, и промтоварами,
и дровами, и сеном. Каждая семья имела во
дворе сарай или часть сарая для хранения
дров и прочего старого скарба. Горячей
воды и ванн, естественно, тоже не было.
Жильцы больших и маленьких густо
заселенных коммунальных квартир раз в
неделю ходили в баню, расположенную в
переулке с забавным названием Девкин,
который в советское время расширили и
превратили в продолжение Бауманской
улицы. Ходили слухи, что старое название
переулок получил из-за того, что на нем
жило много «девок» - фабричных работниц.
Но на самом деле это связано с фамилией
купца Девкина, владельца одного из домов
переулка. В прошлом веке жители Девкина
переулка обратились в Городскую думу с
просьбой переименовать вызывающее
насмешку название в более пристойное.
Однако тогдашняя дума посчитала
невозможным менять старомосковские
названия и оставила все как есть.
Александра КОВАЛЕВСКАЯ
Источник: "Строительный
Сезон" №46
Материал взят с сайта www.stroyca.ru