Донской монастырь
Более полувека, с 1934 до начала 90-х годов, в Донском монастыре располагался Государственный Музей архитектуры. С его ансамблем связаны наиболее волнующие этапы становления и развития музея, здесь проходили памятные выставки и конференции, воспитывалось не одно поколение музейных сотрудников, сохранялись и приумножались фонды. Донской монастырь был основан в 1591 году в честь изгнания из Москвы татарских войск Казы-Гирея, воспринимавшегося современниками как проявление одного из чудес иконы-хоругви Донской Божьей матери.
Монастырь был заложен на месте передвижной крепости "гуляй-города", защищавшей южные подступы к столице возле Крымского брода. Его сооружением завершалось создание оборонительного полукольца крепостей, охранявших Москву от степных набегов: в него входили Андроников, Новоспасский, Симонов, Данилов и Новодевичий монастыри. Самое древнее из каменных строений Донского монастыря - Малый, или Старый собор (1591-1593 гг.) - прекрасный памятник годуновского времени. Это небольшой бесстолпный храм, перекрытый изящной трёхступенчатой пирамидой кокошников, завершавшийся шлемовидной главой на стройном барабане. Современная форма купола, так же как и колокольня, приделы и трапезная, относятся к более поздним перестройкам. Большой собор (1684-1698 гг.) был построен почти на столетие позже Малого, когда Донской монастырь получил щедрые пожертвования от царского двора и московской знати в честь новой победы над Крымским ханством.
Мощный объём собора с пятью стройными высокими куполами господствует надо всем ансамблем монастыря. Лепестковая форма плана, постановка глав по странам света, чёткое поэтажное деление фасада, применение ордерных элементов свидетельствуют о становлении приёмов нового архитектурного стиля - Нарышкинского барокко. Внутренние росписи собора были выполнены уже в XVIII веке (1782-1785 гг.) художником Антоном Клаудо по идее Василия Баженова. Два надвратных храма Донского монастыря - церковь Тихвинской богоматери над Северными воротами и трёхъярусная колокольня с часами над Западными - относятся к переходному периоду от нарышкинского барокко к архитектуре петровской эпохи. Наряду с традиционными приёмами - ярусной конструкцией "под колоколы" - здесь присутствуют заимствованные из Европы декоративные мотивы. Больничная церковь Михаила Архангела (Голицинская усыпальница), заложенная в 1714 году, была значительно перестроена в начале XIX века. Её классический облик с парадным портиком, украшенным лепными украшениями, стилистически перекликается с надгробиями некрополя Донского монастыря. В ней располагалась экспозиция монументальной скульптуры Музея архитектуры, представлявшая работы Ф.Г. Гордеева, И.П. Мартоса, С.С. Пименова и других выдающихся русских и европейских ваятелей.
Стены Донского монастыря образуют практически правильный квадрат, представляя собой пример редкой для крепостного строительства регулярности плана. По их периметру расположено двенадцать двухэтажных башен: круглые угловые и квадратные на отрезках стен. Их белокаменное завершение, напоминающее декор Новодевичьего монастыря, говорит о снижении оборонительного значения монастыря во второй половине XVII века. В годы деятельности Музея архитектуры в арках стен Донского монастыря размещались фрагменты разрушенных древних зданий. До сих пор на северной стене находятся наличники и портал церкви Николая Чудотворца в Столпах (1669), авторы которой создали прихотливый узор, используя лекальный кирпич в сочетании с изразцовым фризом редкого типа. Ниже расположены надмогильные резные белокаменные плиты с именами умерших и похороненных на погосте этой церкви. Далее смонтированы несколько фрагментов церкви Успения на Покровке (1696-1699 гг.) - одного из наиболее своеобразных произведений московского барокко.
Здесь представлены наличники окон второго и третьего ярусов храма, северное крыльцо и часть парапета гульбища. Особенно интересен западный портал входа на хоры: на капители правой колонны, украшенной лозой с кистями винограда, можно увидеть вырезанную в камне руку со свитком, где обозначено имя строителя церкви - Петра Потапова, в честь которого в 1922 году назван переулок в Москве. Комплекс фрагментов архитектурного декора бывшего Троице-Макарьева монастыря в Калязине сохранился благодаря усилиям сотрудников Музея архитектуры, предпринявших несколько экспедиций незадолго до затопления монастыря. Справа от Северных ворот находятся портал Троицкого собора, построенный мастером каменных дел Михаилом Воронковым в 1521 г., скромные наличники трапезной, перестраивавшейся в 1525-1610 гг. и украшенный многоцветными изразцами наличник ХVII века. На одном из первых мест в России в подборе красок и тонкости моделировки рельефной формы изразцов в ХVII веке находилось прославленное балахнинское производство.
Примером утончённого мастерства служит наличник Благовещенской церкви в Юрьевце-на-Волге (1700 г.). Если обычный тип завершения древнерусского оконного обрамления напоминает по форме кокошник - национальный русский женский головной убор, то для этого окна мастер выбрал вариант убора, сходный с трехлучевой короной, украсив ее сценой борьбы мифического единорога со львом. Возле угловой башни на восточной стене представлен наличник двойного окна Сухаревой башни (1692-1695), построенной под наблюдением архитектоpa М.И. Чоглокова над Сретенскими воротами земляного города.
В 1698-1701 годы палаты над воротами были надстроены еще одним ярусом и четырехъярусной башней с часами, позже оборудованной сподвижником Петра I фельдмаршалом Я.В. Брюсом под астрономическую обсерваторию. В 1934 году башня была разобрана в связи с реконструкцией Большой и Малой Колхозных площадей. В центральной части восточной стены находятся горельефы и скульптуры храма Христа, выполненные в 1847-1849 годах скульпторами П.А. Клодтом, А.В. Логановским, Н.А. Рамозановым, А.И. Теребеньевым на сюжеты библейской и отечественной истории, связанными с событиями войны 1812 года. Один из горельефов А.В. Логановского посвящен теме защиты России от неприятеля и изображает события, предшествовавшие Куликовской битве 1380 года. На нем изображены исторические персонажи: великий князь московский Дмитрий Иванович Донской, воеводы и его ратные сподвижники, выдающийся деятель того времени Сергий Радонежский с героями битвы монахами Ослябей и Пересветом. Другая многофигурная композиция иллюстрирует сцену библейской истории, где Мельхисидек встречает Авраама с пленными царями. В ней скульптор иносказательно отражает торжественное возвращение русских воинов и полководцев в Россию после триумфальных заграничных походов 1813-1814 годов.
По материалам С.В. Гераскина, А.Н. Луппола
Материал взят с сайта muar.ru