Гимназии

Гимназии

Средние общеобразовательные учебные заведения. Цель любой гимназии — “доставлять юношеству познания, необходимые для изучения наук в университете и потребные для благовоспитанного человека”, сказано в книге директора гимназии на Покровке Д. В. Соколова, посвященной 50-летию учебного заведения.

В Москве первая школа с гимназической программой основана по указанию Петра I лютеранским пастором Э. Глюком в 1703; именовалась гимназией с 1705. Готовила юношей к службе за границей: изучались иностранные языки, курсы философии, этики, этикет и др. Находилась в ведении Ингерманландской канцелярии, с 1715 — Монастырского приказа, позже — Печатного прихода, в котором куратором школ был Ф. Поликарпов-Орлов. Преподавали в Гимназии иностранцы. Размещалась на углу улицы Покровки и Златоустьинского переулка; с 1705 занимала палаты Нарышкиных (ныне ул. Маросейка, 11; здание перестроено). Существовала до 1715.

В 1755 при Московском университете основана академическая гимназия с 2 отделениями: дворянским и разночинским. Размещалась в доме у Воскресенских ворот на Красной пл. С постройкой здания университета на Моховой улице занимала дом по Большой Никитской улице (не сохранилось). Действовала по регламенту, проект которорого создан М. В. Ломоносовым. В каждом отделении предусматривались “школы”: российская, латинская, “первых оснований наук и математики” (3 года обучения), “знатнейших европейских языков” (фактически немецкого и французского языков; 2 года обучения). Преподавали студенты (на первых годах обучения) и профессора университета (чаще всего А. А. Барсов , и Н. И. Поповский). Существовала до 1812.

Традиции московских Гимназий определили несколько учебных заведений, учреждённых в 1-й половине 19 века.

1-я гимназия (губернская) основана в январе 1804 года. Местонахождение менялось. С 1818 занимала особняк на ул. Волхонке, 16/2, позже — там же, дом 18. Находилась в ведении университета, с 1830-х годов — попечителя московского учебного округа. До 1828 курс (4 года) охватывал латинский, французский (или немецкий) языки, всеобщую историю, географию, математику и её приложения, естественную историю, а также начала философии и “изящных наук”, всеобщую грамматику, политическую экономию, технологию, исключённые в 1819. По уставу 1828 срок обучения увеличен до 7 лет, с 1871 — 8 лет; в программу включены закон Божий, курсы отечественной истории и словесности, в конце 40-х — начале 50-х годов — законоведение, логика и др. В разные годы среди преподавателей были словесники Н. С. Тихонравов, Т. И. Филиппов, историк П. М. Дружинин (первый директор), учитель законоведения В. И. Сергеевич и литературный критик А. А. Григорьев. Здесь учились: будущие историки М. П. Погодин, С. М. Соловьёв, П. Н. Милюков; драматург А. Н. Островский, артисты Н. И. Музиль и Ю. М. Юрьев; журналист В. Ф. Корш; учёный-энциклопедист и политич. деятель П. А. Кропоткин; филологи А. И. Соболевский, А. И. Кирпичников, С. И. Радциг; поэт Вяч. И. Иванов, литератор Г. В. Адамович, москвовед и земский деятель М. П. Щепкин; педагоги А. Ф. Малинин и К. П. Буренин, П. Н. Погорельский (директор 3-й московской гимназии) и др. К 1918 насчитывала около 3 тысяч выпускников.

2-я гимназия открыта в 1836. Занимала дом Мусина-Пушкина (Елоховская улица, 2). При гимназии имелся благородный пансион. Под её управлением работали московские уездные училища. Среди педагогов были словесники Ф. И. Буслаев, В. П. Шереметевский, поэт Л. А. Мей. Здесь учились будущие филолог А.Н. Веселовский, почвовед И.И.Докучаев, химик И. А. Каблуков. При имназии работали: педагогические классы (до 1859); воскресные школы, в том числе все московские женские и несколько мужских; женские курсы — педагогические (с 1865), исторические (среди преподавателей И. Е. Забелин) и естественно-научные (с 1869).

3-я гимназия основана в 1839 по указу императора Николая I для распространения технического образования. С 1843 занимала дом на улице Малая Лубянка, 5. Общеобразовательный курс дополнялся специальными предметами — приложениями математики и механики, коммерческим законоведением. С 1869 классическая гимназия. В ведении гимназии находились 3 уездных и с 1872 13 городских училищ, воскресные классы технического рисования, педагогические курсы (среди слушателей был В. О. Ключевский). Преподавали словесники Буслаев, Л. И. Поливанов, инженер А. С. Ершов (один из основателей МВТУ). Среди выпускников - филолог Тихонравов, поэт В. Ф. Ходасевич.

4-я гимназия основана в 1849 вместо 2-го кадетского корпуса. До 1861 размещалась в доме Пашкова, позже - в доме Апраксиных — Трубецких. Здесь преподавали математики Малинин и Буренин, физик К. Д. Краевич. Среди выпускников — будущие правовед-историк Сергеевич, словесник Поливанов, артист и режиссёр К. С. Станиславский, философ Вл. С. Соловьёв, учёный-механик Н. Е. Жуковский, предприниматель С. Т. Морозов, филолог А. А. Шахматов, писатели Н. Н. Евреинов, А. М. Ремизов.

Другие мужские гимназии основаны в 60 — 90-х годах 19 века. Например, 5-я гимназия сформирована из группы параллельных классов 1-й гимназии в 1864. С 1860-х годах появились частные мужские гимназии: первой открылась гимназии при лютеранской церкви Петра и Павла (1865; 1-я Мещанская улица, ныне проспект Мира, 13). Среди её выпускников — физик П. П. Лебедев, историк В. И. Герье. Уровнем учебной работы выделялась гимназия Поливанова (1868; улица Пречистенка, 32); здесь учились поэты Андрей Белый, М.А. Волошин, шахматист А. А. Алехин. Известностью пользовалась гимназия Ф. И. Креймана.

Государственные женские гимназии создавались с 1862 главным образом Ведомством учреждений императрицы Марии. Курс обучения 7 лет (греческий язык не преподавался). При многих женских гимназиях открывались педагогические классы, выпускницы которых могли занимать должность учительниц начальных школ и городских училищ. Для женских гимназий строились специальные здания, например для 1-ой — дом на Страстном бульваре, 5 (1879). В этом доме преподавал С. В. Рахманинов (мемориальная доска), учились актрисы В. Н. Пашенная, А. Г. Коонен. Для 4-й гимназии построен дом на Садовой-Кудринской ул., 3. Открывалось много частных женских гимназий. Среди них престижем пользовались учебные заведения С.Н. Фишер (1872; Пречистенский бульвар, 31; позже - 2-й Ушаковский переулок, 3; работала по программам мужских классических гимназий), В. П. фон Дервиз (1888; с 1901 находилась в Гороховском переулке, 10; среди выпускниц — поэтесса М. И. Цветаева, актриса Рина Зелёная), О. А. Виноградовой на Покровском бульваре, А. С. Алфёровой на Арбате, затем на Плющихе (среди преподавателей — А. Д. Алфёров, философ Г. Г. Шлет). Действовала жен. гимназия Человеколюбивого об-ва (ул. Маросейка, 11; среди выпускниц — актриса В. П. Марецкая). 

В 1864 году был принят новый устав гимназий. Средняя школа не поспевала за потребностями времени. Для жизни нужны были не только теоретические знания, но и умение применять их на практике. По новому уставу гимназии делились на три типа: классические с двумя древними языками, классические с одним древним языком и реальные гимназии. Предполагалось, что спустя некоторое время останутся два типа: классические и реальные.

В трех низших классах гимназии давали основы наук, учили русскому языку, математике, истории, географии, немецкому и французскому языкам, чистописанию, черчению, рисованию и закону Божию. В следующих, собственно гимназических классах для тех, кто после учебы собирался поступать на службу, кроме обязательных предметов, как философия, словесность, экономика, эстетика, психология, математика, физика и другие, вводились дополнительные уроки по законоведению и часы для практических занятий по математике. Для тех же, кто готовил себя к научной деятельности, давались еще и основательные знания латинского и греческого языков.

Симпатии общественности были на стороне демократичных реальных гимназий, которые готовили молодых людей для практической деятельности. После них можно было поступать в высшие специальные училища, но путь в университет для их выпускников был закрыт. Возможность учиться в нем давали лишь классические гимназии, более престижные. В них шли, если хотели продолжить образование в университете.

Всего в начале 20 века насчитывалось 10 государственных и 15 частных мужских и 7 государственных и около 40 частных женских гимназий.

В 1918 все гимназии были закрыты. В большинстве их зданий размещены средние школы; часть зданий использовалась учреждениями.

В конце 1980-х годов началось возрождение росийских гимназий; в этом процессе активно участвовали московские педагоги и директора школ (И. С. Топалер и др.). К сер. 1990-х годов в Москве действовало свыше 30 муниципальных средних школ с назв. “гимназия”; большинство их педагогических коллективов разрабатывает экспериментальные и авторские модели современного гимназического образования. Многие гимназии сотрудничают с московскими вузами. Известность получили школы под рук. А. Г. Каспржака (№ 1505; педагогическая), Е.А. Ямбурга (№ 109; многопрофильная), Л. В. Поликашиной (№ 1516; многопрофильная), В. А. Степановой (№ 1520; гуманитарный и естественно-научный профили). Под назв. “гимназия” работают также негосударственные учебные заведения, не входящие в систему Московского комитета образования.