Станиславский Константин Сергеевич

Станиславский Константин Сергеевич

(1863, Москва - 1938, там же)

Актер, режиссер, педагог, реформатор и теоретик театра, почетный академик Петербургской АН (1917), народный артист СССР (1936). 

Родился в семье, принадлежавшей к высшему кругу русских промышленников Алексеевых, которые были в родстве с Третьяковыми и Мамонтовыми. 

В 1875—1878 годах учился в 4-ой мужской гимназии на Покровке. Начальное образование он получил дома. Родители денег не жалели — изучение школьных дисциплин чередовалось с уроками фехтования и танцев, физическими упражнениями, прогулками. Отношение к гимназии в семье было предвзятым, и когда подошло время отдавать туда сына, это восприняли как “кару Божью”. Матери казалось, что ее мальчика станут обижать грубые и злые дети. Учителя будут сажать сына в карцер. А возможность заболеть заразными болезнями!

По воспоминаниям К. С. Станиславского, необходимость получения льгот по воинской повинности и соответствующего образовательного ценза принудили мать согласиться. Костя почти тринадцатилетним выдержал экзамен лишь в первый класс, тогда как его соученикам было по десять лет. Среди малышей новому гимназисту приходилось нелегко. В гимназии верзилу дразнили, дома бранили за нерадивость — мог же поступить в третий класс, а сидит в первом. Как будто невдомек было родным, что артистическая натура Константина, его тогда уже заметные художественные интересы никак не вписывались в строгую, размеренную жизнь какого бы то ни было учебного заведения.

Константину Алексееву в гимназии не нравилось. “В смысле науки я ничего не вынес из гимназии,— вспоминал Станиславский.— Преподавание заключалось главным образом в долблении латинских исключений и зазубривании не только самого текста поэтов, но и перевода его на ломаный русский язык”. Однако он признавал, что некоторые его товарищи вышли из гимназии с хорошими знаниями и даже недурными воспоминаниями о проведенном в ней времени.

Настал момент, когда Константин категорически отказался ходить в гимназию. Отец разжалобился, забрал оттуда детей (в гимназии учился и брат Владимир) и поместил их в 1878 году в Лазаревский институт восточных языков, где первые восемь классов соответствовали курсу классической гимназии. В 1881 он окончил Лазаревский институт.

Стал одним из основателей Общества искусства и литературы (1888), где руководил драматическим кружком. 

Вместе с Вл. И. Немировичем-Данченко создал в 1898 Московский Художественный театр (МХТ). Ставя здесь пьесы А. П. Чехова и М. Горького, Станиславский и Немирович-Данченко нашли новую манеру исполнения, новые средства сценической выразительности, добились единства всех элементов спектакля. 

В МХТ наиболее полно раскрылся разносторонний актёрский талант Станиславского. Среди ролей: Астров и Вершинин (“Дядя Ваня” и “Три сестры” Чехова), Сатин (“На дне” Горького), Штокман (“Доктор Штокман” Г. Ибсена), Крутицкий (“На всякого мудреца довольно простоты” А. Н. Островского), Арган (“Мнимый больной” Мольера). 

С 1900-х годов Станиславский начал работать над системой, которая обеспечивала бы возможность публичного творчества по законам искуства переживания во всякую минуту пребывания на сцене. Испытанием новых способов артистической работы стал спектакль “Месяц в деревне” И. С. Тургенева (1909). Дальнейшие свои испытания в области театральных теории и педагогики Станиславский перенёс в Первую студию (публичные показы спектаклей с 1913).

После 1917, когда искусство МХАТ было резко атаковано “слева”, Станиславский  сумел отстоять его принципиальные основы и принять решающее участие в обновлении труппы и репертуара. Не поставив своего имени ни на афишу “Дней Турбиных” М.А. Булгакова (1926), ни на афишу “Бронепоезда 14-69” Вс. В. Иванова (1927), Станиславский тем не менее своим художественным участием поддержал новое направление, открывавшееся этими спектаклями. Сочной комедийностью, богатством и смелостью фантазии отличались его спектакли “Горячее сердце” Островского (1926), “Безумный день, или Женитьба Фигаро” П. Бомарше (1927). Под рук. Станиславского  поставлены “Мёртвые души” по Н. В. Гоголю (1932), “Таланты и поклонники” Островского (1933). 

Похоронен на Новодевичьем кладбище. 

Именем Станиславского   в 1938—93 назывался Леонтьевский переулок (в районене Тверской улицы), в котором в доме 6 в 1920—38 он жил и где в 1948 открыт музей-квартира Станиславского   (филиал Музея МХАТ; в этой квартире Станиславский   готовил с артистами спектакли, вёл занятия с молодёжью Оперно-драматической студии). На Пушечной улице, 9, и в Леонтьевском переулке, 6, установлены мемориальные доски. Имя Станиславского    присвоено в Москве Драматическому театру и Музею театра (Театр имени Станиславского и Немировича-Данченко).