Маросейка – дитя Покровки!

Маросейка – дитя Покровки!

Москва всегда была городом шумным, многонациональными. Ведь в первопрестольную стекались народы со всей необъятной матушки Руси. Испокон веков причиной тому служило выгодное положение Москвы среди других городов тогдашней северо-восточной России. Она являлась центром пересечения многих дорог. К тому же основным фактором, привлекающим новое население, была мирная политика московских князей, которая давала приют всем “пострадавшим” из других княжеств, бежавших от татарских набегов и княжеских междоусобиц. Оседая в Москве, вновь прибывшие успешно занималось земледелием, ремеслами, торговлей. В результате – они богатели сами и существенно обогащали казну великого князя – Ивана Калиты. Кстати, именно Иван Данилович Калита и отец его – Даниил Александрович, по праву считаются первыми собирателями Руси вокруг Москвы.

Вслед за татарами “хохлы”...

Вслед за татарами, с которыми Москва уже к тому времени вела обширную торговлю благодаря потрясающим дипломатическим способностям Ивана Даниловича, переселились на постоянное жительство представители многих других национальностей. Не исключением оказались в этой длинной веренице “страждущих” благополучия и “малороссы”. Так в первой половине XVII века называли официально украинцев (неофициально “хохлы”).

Украинцы прочно обосновались в восточной части тогдашнего Белого города. Кстати в XVII веке город назывался “белым”, за счет “белых”, не обложенных земельным налогом, московских земель, практически полностью отданных в то время под дворы царских слуг, где позднее начала охотно селиться и московская знать. 

Покровку “уполовинили”

Однако вернемся к “малороссам”. Окончательно “прописавшись” на улице Покровке, шедшей тогда от Ильинских ворот, и построив там Малороссийское подворье, а в Старосадском переулке Гетманский двор, “хохлы” тем самым невольно “укоротили” саму Покровку. 

В результате, о поселении здесь в XVII веке украинцев напоминают Хохловские переулок и площадь, а также улица Маросейка (испорченное название “Малороссейка”). Так что именно с XVII века, а если быть точнее, с 1631 года, берет свое название известная московская улица, бывшая “половина” знаменитой Покровки (о которой мы расскажем в следующем номере).


На “Хохловке”

Вышеупомянутая Хохловская площадь возникла после сноса стены Белого города и свое название получила по выходящему на нее Хохловскому переулку, который, в свою очередь, расположен на месте урочища Хохловка, где после воссоединения Украины с Россией (с 1654 года) селились украинцы. 

К 1631 году юго-западное колено переулка именовалось Владимирской улицей по церкви князя Владимира “что в Старых садах”. По другому прозвищу этой местности – “в садах” и “старые сады” – переулок именовался Садовнической улицей. Находится он вблизи Покровских ворот.


Полвека “без” Маросейки

Маросейка, носившая с 1953 года имя гетмана Украины, возглавившего в XVII веке борьбу украинского народа за воссоединение с Россией, Богдана Хмельницкого (московские старожилы до сих пор продолжают называть ее именно так), ранее, с 1922 года значилась как Прасковьина улица. Сегодня все вернулось на круги своя и по прошествии более 50 лет Маросейка вновь вернула свое прежнее имя. 


“Евроремонт” на Маросейке

Маросейка, как и все центральные московские улицы, выглядит теперь так, как выглядит обычно помещение после евроремонта. Закованные в пластик окна и витрины, зеркальные двери, шикарные вывески...

Безусловно, во двориках, храмах и многочисленных архитектурных памятниках, охраняемых государством, еще витает дух ушедшего навсегда времени, однако уловить его сложно. 


Прогуляемся по нечетной

Правда радует тот факт, что сразу при выходе из м. “Китай-город”, напротив, по нечетной стороне улицы, мы видим перед собой очень красивый старинный храм, который напоминает нам, что не все ушло безвозвратно.

Чуть ближе к метро, в доме № 5 расположился магазин “Цветы”. Его красиво оформленная витрина просто радует глаз. Витрина, но не цены.

Если пройти далее, мимо храма, то в доме № 7 вы обнаружите Европейский центр здоровья. Ведь нам, европейцам, давно уже пора обзавестись здоровьем на европейском уровне. Правда навряд ли в ближайшие 10 лет нам поднимут зарплату до европейского уровня, чтобы мы легко смогли приобщиться к европейскому здравоохранению в полном смысле этого слова.

Магазин “Эконика-Стиль”, расположенный в этом же доме, тоже покажет “кукиш” всем несостоятельным жителям столицы. Правда там случаются распродажи, поэтому, если желаете приобщиться к “высокой моде” залежалых товаров, то заходите, – практически ничем не рискуете.

Что же касается магазина под названием “Роскошь”, все в том же доме № 7, то это громко сказано. Одежонка там на весьма среднем уровне, хотя после недавнего сделанного ремонта выглядит магазинчик действительно не плохо.

На Маросейке существует и свой, ставший уже традиционным в Москве “Макдональдс” (дом № 9). Заведение, я уверена, в комментариях не нуждается. Лучше остановим свое внимание на доме № 15. В нем можно встретить полный “дамский” набор: от аптеки – до нижнего белья.

Что касается аптеки, то она гомеопатическая, называется “Надежда” и считается одной из лучших в Москве. Есть в этом доме так называемый дисконтный магазин “Крокус-Москва”. В нем распродаются коллекции обуви, не нашедшей спроса у богатеньких дамочек, относительно дешево. Сейчас ассортимент в нем не богат, ближайший месяц его можно спокойно игнорировать.

Пробегая мимо салона красоты “Фариза”, видим магазин с созвучным названием “Фелина”. В нем очень много дорогого женского белья в богатом ассортименте (есть и продукция фирмы “DIM”). 

Дом № 17 заслуживает, на мой взгляд, особого внимания. В нем располагается посольство Республики Беларусь. Небесно голубой цвет и скульптурное оформление фасада поражают своей красотой и художественной законченностью. Будет время, пройдите в конец улицы, полюбуйтесь, не пожалеете, тем более, что на четной стороне улицы стоит очень интересный своей историей храм “Космы и Дамиана”.


Заглянем на четную

Храм святых бессеребренников и чудотворцев Космы и Дамиана на Маросейке был построен в 1793 году по проекту архитектора М. Казакова.

До революции храм славился чудотворными иконами Исцеления. Известно, что прихожанином храма в юности был знаменитый русский поэт Ф.И. Тютчев; рассказывают, что во время своих приездов в Москву сюда часто приходил Ф.М. Достоевский.


Храм – общежитие

Сама община храма просуществовала до 1930 года, когда вышло постановление о сносе церкви для постройки на ее месте складов. Но при подсчете затрат взрывать храм оказалось невыгодным, и склад был размещен прямо в храме. Впоследствии здесь были: общежитие милиции, дом пионеров, мотоклуб, архив, художественные мастерские. 22 июня 1993 года вышло, наконец, постановление правительства Москвы о передаче здания Русской Православной Церкви, и в храме начались ремонтные работы.


Магазины, бары, рестораны

Во всем остальном четная сторона Маросейки практически ничем не отличается от нечетной. На ней расположены длинные дома № 6/8, № 4/2, № 4/1 и № 2/15, в которых находятся: кафе, что рядом с метро, магазин продуктов, аптека, маленький и очень дорогой магазин обуви, ювелирный, хозяйственный магазины. Можно заглянуть в парочку интересных на вид баров “Амадеус” и “Викинг” с явно рокерским уклоном. Какого “уклона” кафе-бар “Амадеус”, остается только догадываться. Далее, практически весь дом № 6/8 занимает магазин “М.видео”. За ним расположились туристическое агентство с нехарактерным названием “Лужники тур” и другие незначительные заведения. Венчает четную сторону Маросейки очень помпезное и весьма недружелюбное здание серого цвета с громадными колоннами. Так и хочется миновать его побыстрее. Это Центральное управление налоговой службы. Не наживайте себе лишних проблем, дружите с налоговиками, хотя это крайне сложно, но главное – продолжайте интересоваться историей московских улиц. Удачи!

Анна Киселевская


Материал взят с сайта 

www.i-line.ru