Шахматов Алексей Александрович
Крупнейший ученый-филолог и языковед, блистательный историк древней русской литературы.
Он закончил 4-ую мужскую гимназию в 1883 году с серебряной медалью. Уже к этому времени Шахматов был известен в ученых кругах не только Москвы, но и Петербурга, его иногда называли мальчиком-легендой.
Ну не чудо ли, что двенадцатилетний ребенок занимается научными исследованиями в области истории и русского языка? Сохранились его письма и воспоминания сестры Евгении Александровны Масальской, из которых складывается образ мальчика, страстно увлеченного наукой, но которому не чуждо ничто, присущее детям его возраста.
Рано лишившись родителей, Алексей воспитывался в доме своего дяди под Саратовом. В 1876 году его поместили в гимназию Креймана. Алексей учился хорошо и уже тогда мечтал стать историком. Он много читал, собирал и анализировал слова разных иностранных языков и соответственно изучал грамматики — арабскую, египетскую, финскую и другие. Но в один прекрасный день усидчивый Леля вдруг стал отчаянным драчуном.
Дядя, читая его письма с рассказами о гимназической жизни, справедливо полагал, что в такой обстановке племянник ничему не научится. Он забрал Алексея из гимназии Креймана и вместе с ним отправился за границу, где решил дать ему образование. В Лейпциге и Мюнхене двенадцатилетний Шахматов получил возможность работать в университетских библиотеках. Мальчик с гордостью пишет родным, что теперь он не будет ссылаться на Карамзина и Соловьева, поскольку сам может извлекать необходимые сведения для выяснения “древнейших судеб русского племени” из первоисточников, имея в виду сочинения иностранных авторов.
Однако научные изыскания и учебу вскоре пришлось прервать. Расстроенные дела дяди требовали возвращения в Россию. И Алексей Шахматов снова оказался на Петровке у Креймана, где ему и прежде не нравилось. Его письма наполнены отвращением к этому учебному заведению. Кончилось тем, что 8 января 1879 года он держал экзамен в 4-ю московскую мужскую гимназию и был принят в четвертый класс.
Здесь все сложилось по-иному. Уже в первом письме он хвалит гимназию и товарищей. Первое впечатление не изменилось до самого окончания курса.
Едва обосновавшись в пансионе гимназии на Покровке, Алексей Шахматов 27 января отправился разыскивать знакомого учителя английского языка мистера Ходжетца, которому он хотел показать результаты своих исследований. Ходжетц одобрил работу мальчика и познакомил его с видным русским филологом профессором Н. И. Стороженко. А дальше круг знакомых в ученом мире стремительно расширялся. В него вошли Ф. Ф. Фортунатов, Ф. Е. Корш, И. В. Ягич, В. Ф. Миллер.
Надо сказать, что гимназист Шахматов сразу же стал не просто учеником, но и сотрудником известных ученых. Для Ф. Ф. Фортунатова он наводил необходимые справки в архивах, в письмах к И. В. Ягичу сообщал свои наблюдения над языком и графикой рукописных текстов. Один В. Ф. Миллер не хотел видеть в нем сверходаренного ребенка, но скоро и ему пришлось убедиться в этом. Убедился он и в беззаветной преданности мальчика филологии и предложил ему самостоятельную научную работу — изучение “Жития Феодосия”. А “ученому” в ту пору было 15 лет. И где было взять деньги на приобретение рукописи?
Выход, казалось, был найден. Алексей продал сапоги и ботинки. Выручив 1 рубль 35 копеек, решил идти на толкучку к Сухаревой башне и приискать там “Житие”, но не нашел его. В Румянцевском музее оказался “Киевский Патерик”, где было помещено и “Житие Феодосия”, но на дом рукопись не выдавалась. Тогда с помощью товарища Алексей принялся ее переписывать. В первый день за три часа им удалось скопировать четыре с половиной страницы большого формата, а всего их было пятьдесят! Но это не остановило друзей
Все свободное от гимназических занятий время Алексей посвящал науке. В 1882 году его знания были уже настолько глубоки и обширны, что он не побоялся выступить оппонентом на защите магистерской диссертации А. И. Соболевским. Диссертация посвящалась исследованиям в области русской грамматики. Возражения гимназиста были так серьезны и его мнение по спорным вопросам аргументировано так убедительно, что юному исследователю предложили опубликовать эти материалы.
В 1883 году, успешно окончив гимназию, А. А. Шахматов поступил в Московский университет. В 1893 году за диссертацию, представленную на степень магистра, он получил сразу звание доктора, а через год тридцатилетний ученый был избран в Академию.