РАХМАНИНОВ Сергей Васильевич
(1873, усадьба Семёнове Старорусского у. Новгородской губ.— 1943, Беверли-Хиллс, Калифорния, США)Композитор, пианист, дирижёр. Феноменально одарённый музыкант, прославился как “пианист века”. Автор 3 опер, 3 симфоний, “Симфонических танцев” для оркестра, 4 концертов и “Рапсодии на тему Паганини” для фортепьяно с оркестром, многих фортепьянных произведений, романсов.
Потомственный дворянин; родоначальник — Василий Иванович Рахманин, внук молдавского господаря Стефана III Великого, племянник Елены Волошанки — невестки московского князя Ивана III, жены Ивана Молодого. Рахманинов родился в семье отставного офицера, многие члены которой были музыкально одарены. Дед Рахманинова - Аркадий Александрович (1808-81), военный, был известным в середине 19 века пианистом, автором салонных романсов; приезжал в Москву для участия в частных концертах.
Рахманинов провёл детство в имении Онег Новгородской губернии, музыкой занимался с 4 лет. С 1882 учился в Петербургской консерватории как пианист. В 1885 по совету двоюродного брата (племянника отца), пианиста и дирижёра А.И. Зилоти, был переведён в Московскую консерваторию в класс фортепьяно Н.С. Зверева, который взял Рахманинова в ученики и воспитанники на полное обеспечение. В доме Зверева и в консерватории Рахманинов встречался с А.Г. Рубинштейном, пианистический стиль которого считал эталонным, с П.И. Чайковским, под влиянием которого начал сочинять и который поддерживал его вплоть до своей кончины (1893). В 1888 Рахманинов перешёл в класс фортепьяно Зилоти, начал посещать уроки А.С. Аренского и (с 1889) С.И. Танеева по классу специальной теории музыки для композиторов. Одновременно давал частные уроки, с осени 1890 преподавал теорию музыки в Русском хоровом обществе. В 1891 окончил консерваторию как пианист (диплом получил в 1892). 17 марта 1892 в ученическом концерте сыграл 1-ю часть своего 1-го концерта (под управлением В.И. Сафонова). Дипломная работа к окончанию консерватории по классу композиции — одноактная опера “Алеко” (по “Цыганам” А. С. Пушкина) сразу после её представления к экзамену была напечатана и поставлена в Большом театре 27 апреля 1893 года. 26 сентября 1892 на “Электрической выставке” на Садовой улице (близ Триумфальных ворот) Рахманинов впервые публично сыграл свою прелюдию до-диез минор, впоследствии наиболее знаменитую из его фортепьянных пьес. На кончину Чайковского Рахманинов написал Элегическое трио “Памяти великого художника”, которое было исполнено 31 января 1894 года в Малом зале Благородного собрания автором, скрипачом Ю.Э. Конюсом и виолончелистом А.А. Брандуковым. В 1894-1901 Рахманинов работал “учителем музыки” в Мариинском училище, в конце 1902 - середине 1906 - в Училище ордена Святой Екатерины и Елизаветинском институте. С середины 1890-х годов сочинения Рахманинов стали входить в концертную и учебную практику, он стал кумиром московской публики. Близкими друзьями Рахманинова с конца 1880-х — начала 1890-х годов были его соученики М.А. Слонов и Ю.Н. Сахновский, семья его тётки (сестры отца) В.А. Сатиной, П.В. и А.А. Лодыженские.
22 ноября 1895 Рахманинов впервые выступил как дирижёр, исполнив своё “Каприччио на цыганские темы”. В 1897 был приглашён С.И. Мамонтовым в его Русскую частную оперу 2-м дирижёром, в сезон 1897/98 провёл около 30 спектаклей, дебютировав 12 октября оперой К. Сен-Санса “Самсон и Далила” (в помещении театра “Эрмитаж”); ряд спектаклей прошёл с участием Ф.И. Шаляпина. В последующие годы Рахманинов часто выступал с Шаляпиным, аккомпанируя ему на фортепьяно; эти концерты были выдающимися событиями в музыкальной жизни Москвы (Рахманинов посвятил Шаляпину 5 романсов, в том числе “Судьба”; их дружба продолжалась и в годы эмиграции). Посещал знаменитые "среды" Телешова в его доме 21 по Чистопрудному бульвару. 27 окт. 1901 Рахманинов с оркестром под управлением Зилоти исполнил свой 2-й концерт, посвящённый лечившему его доктору-гипнотизёру Н.В. Далю. В 1904 Рахманинов был приглашён дирижёром в Большой театр, где в течение 2 сезонов провёл 91 спектакль (было исполнено 11 опер), в том числе свои оперы “Алеко”, “Скупой рыцарь” и “Франческа да Римини” (премьера двух последних состоялась 11 января 1906). В спектаклях принимали участие Шаляпин, А.В. Нежданова, Н.В. Салина, Г.А. Бакланов. 2 февраля 1908 в Большом зале Московской консерватории Рахманинов продирижировал своей 2-й симфонией, посвящённой Танееву, 4 апреля 1910 впервые в России играл свой 3-й концерт (под управлением Е.Е. Плотникова). В 1909-12 принимал участие в деятельности Российского музыкального издательства С.А. Кусевицкого, был вице-президентом Императорского Русского музыкального общества. В 1912—14 дирижёр симфонических концертов Московского филармонического общества, в котором на протяжении многих лет исполнялись все новые произведения Рахманинова. В 1910-х годах Рахманинов обращался к духовной музыке, создав Литургию Святого Иоанна Златоуста, впервые исполненную 25 ноября. 1910 Синодальным хором под управлением Н.М. Данилина, и величайшее из своих творений - Всенощное бдение (посвящённое памяти С.В. Смоленского), исполненное тем же составом 10 марта 1915 в Большом зале Благородного собрания. Впечатление от этого сочинения было настолько велико, что оно было повторено в течение месяца 4 раза (сбор от 2 концертов был передан в пользу жертв войны). В феврале 1914 под управлением автора состоялась московская премьера “Колоколов” — симфонической поэмы с солистами и хором (по поэме Э. По, в переводе К.Д. Бальмонта). 25 января 1916 А.В. Нежданова с исключительным успехом исполнила посвящённый ей “Вокализ” — один из шедевров творчества Рахманинова (в симфоническом концерте под управлением Кусевицкого в театре К.Н. Незлобина). Во время 1-й мировой войны Рахманинов часто проводил благотворительные выступления; в сезоне 1916/17 он жертвовал 50% сбора от концертов (в России их состоялось 38), например от сольного авторского концерта 26 февраля 1917 в помещении “Оперы С.И. Зимина” в пользу Союза русских городов для больных и раненых. Концерт в Большом театре 25 марта 1917, данный Рахманиновым в пользу русской армии, оказался его последним выступлением в Москве; Рахманинов сыграл 3 фортепьянных концерта: Ф. Листа, 1-й концерт Чайковского и свой 2-й концерт с оркестром под управлением Э. Купера. Последняя в России работа Рахманинов - композитора — 2-я редакция его 1-го концерта завершена 10 ноября 1917. В конце ноября 1917 Рахманинов уехал из Москвы, 24 декабря с семьёй прибыл в Стокгольм, в конце 1918 - в США, где концертировал почти без перерыва 25 лет.
В Москве жил: в 1885-89 у Зверева в Ружейном переулке в доме Собкевича (близ Смоленского рынка), с зимы 1889 до осени 1892 (с перерывом) у В.А. Сатаной в Малом Лёвшинском переулке, с осени 1893 по 1900 у неё же в Серебряном переулке в доме Погожевой на Арбате (дом не сохранился), в 1893—94, а также с осени 1902 до весны 1905 на улице Воздвиженке, 11 в доме Фаста (напротив особняка Морозова; дом снесён в 1980-х гг.), в 1905-17 в доме 1-й женской гимназии на Страстном бульваре (ныне дом 5; мемориальная доска). Среди других адресов: переулок Сивцев Вражек, 15 (зима 1890-91; дом не сохранился); улица Воздвиженка, 13 — дом Арманд (зима 1892/93; дом не сохранился), Леонтьевский переулок — дом Катыка (зима 1901/02).
Именем Рахманинова назван зал в здании Московской консерватории (бывший зал Синодального училища церковного пения). С начала 1990-х годов в Москве проводится Международный конкурс музыкантов-исполнителей имени Рахманинова.