ШАЛЯПИН Фёдор Иванович
(1873, Казань - 1938, Париж)Певец, солист Его Императорского Величества (1910), народный артист Республики (1918; первым получил это звание). Выходец из крестьян. Начальное образование получил в Казани, там же обучался сапожному и другим ремёслам, пел в церковных хорах. Карьеру оперного певца начал самоучкой в странствующих театральных труппах. Впервые побывал в Москве в начале лета 1894: в театральном бюро Е.Н. Рассохиной (Георгиевский переулок, 1) подписал контракт на выступления в Петербурге и Казани. Летом 1896 участвовал в гастролях московской Частной русской оперы в Нижнем Новгороде, а осенью был приглашён С.И. Мамонтовым в труппу. Исключительную роль в оформлении сценического дарования Шаляпина сыграли сам Мамонтов и ряд московских художников — К.А. Коровин, В.А. Серов, братья В.М. и А.М. Васнецовы, В.Д. Поленов, М.В. Нестеров, М.А. Врубель. Шаляпин с большим успехом дебютировал в Частной русской опере 22 сентября 1896 в роли Ивана Сусанина (“Жизнь за царя” М.И. Глинки). 27 сентября 1896 Шаляпин выступил в роли Мефистофеля (“Фауст” Ш. Гуно) — в дальнейшем одной из лучших своих ролей. После выступления в роли Ивана Грозного в опере “Псковитянка” Н.А. Римского-Корсакова 12 декабря 1896 (декорации Коровина и В.М. Васнецова) Шаляпин стал весьма популярным в Москве. Огромное влияние на творчество Шаляпина оказала дружба с С.В. Рахманиновым, продолжавшаяся всю их жизнь, включая годы эмиграции. Одно из первых их совместных выступлений - опера К. Сен-Санса “Самсон и Далила” 12 октября 1897 на сцене театра “Эрмитаж”. По их инициативе в Частной опере 7 декабря 1898 был поставлен шедевр русского искусства - опера М.П. Мусоргского “Борис Годунов”, прошедшая здесь впервые 7 декабря 1898. Подготавливая роль Бориса Годунова, в которой Шаляпин вскоре прославился в отечественном и зарубежном театральном мире, а годом раньше роль старца Досифея в опере Мусоргского “Хованщина” (постановка 12 ноября 1897), Шаляпин консультировался с В.О. Ключевским. 12 декабря 1898 Шаляпин подписал контракт на выступления в Большом театре; первое выступление в роли Мефистофеля состоялось 24 сентября 1899. С приходом Шаляпина в Большой театр начался период наивысшей славы певца на родине. Здесь Шаляпин спел ведущие партии в операх “Лакме” Л. Делиба, “Паяцы” Р. Леонкавалло, “Руслан и Людмила” Глинки, “Рогнеда” А.Н. Верстовского, “Вражья сила” А. Н. Серова, “Мефистофель” А. Бойто, “Добрыня Никитич” А. Т. Гречанинова, “Демон” А. Г. Рубинштейна, “Алеко” Рахманинова. С 1901 Шаляпин участвовал в симфонических концертах Московского отделения Императорского Русского музыкального общества, проходивших в Большом зале Московской консерватории и в зале Благородного собрания, пел в сопровождении оркестра под управлением А.И. Зилоти и др. Огромную слушательскую аудиторию привлекали и выступления Шаляпина в камерных концертах, в том числе совместные выступления Шаляпина и Рахманинова в качестве пианиста. Эти концерты, большая часть которых имела благотворительные цели, проходили главным образом в Большом зале Благородного собрания. Событиями в культурной жизни Москвы были и домашние музыкальные вечера с участием Шаляпина и Рахманинова, привлекавшие многих друзей и знакомых и проходившие по самым различным адресам, в том числе на “средах” писателя Н.Д. Телешова в его доме 21 на Чистопрудном бульваре. Среди многочисл. знакомых Шаляпина в литературных кругах были М. Горький, Л.Н. Андреев, И.А. Бунин, В.А. Гиляровский. 9 января 1900 Шаляпин с Рахманиновым посетили Л.Н. Толстого в его доме в Хамовниках.
С 1906 Шаляпин жил попеременно в Москве и Петербурге. В 1913—17 периодически выступал в Большом театре, например осенью 1913 в “Борисе Годунове” и “Севильском цирюльнике” Дж. Россини (в роли дона Базилио), 24 сентября 1915 в “Хованщине” — своём юбилейном спектакле (25-летие сценической деятельности). В сезоны 1915/16 и 1916/17 Шаляпин пел в “Опере С.И. Зимина”. 10 февраля. 1917 Шаляпин поставил в Большом театре оперу “Дон Карлос” Дж. Верди и выступил в премьере в роли Филиппа II. Этот спектакль, как и многие другие выступления Шаляпина во время 1-й мировой войны, был благотворительным. В 1914 в своём доме на Новинском бульваре Шаляпин открыл лазарет для раненых, где работали члены его семьи.
После октября 1917 новые власти пытались привлекать Шаляпина к работе в различных комитетах; так, в июне 1918 Шаляпин присутствовал на заседании Художественно - репертуарного комитета при участии различных театральных деятелей Москвы. Выступал в Москве в июне — июле 1918 в Зеркальном театре сада “Эрмитаж”, затем здесь же в 1919 и 1920; эпизодически пел в Большом театре, в различных концертах. В 1918-19 Шаляпин помогал советами молодёжному драматическому коллективу так называемой Шаляпинской студии (Николопесковский переулок, 13), в которой преподавали О.В. Гзовская и его первая жена И.И. Торнаги, учились две его старшие дочери — Ирина и Лидия, начинали сценическую деятельность О.Н. Андровская, М.Ф. Астангов, Р.Н. Симонов и др. Весной 1922 уехал с большинством членов семьи за границу. Последний раз пел в Москве в опере “Русалка” А.С. Даргомыжского (14 мая 1922, Большой театр).
Адреса проживания Шаляпина в Москве: в 1889-99 - Долгоруковская улица, 36, во флигеле дома Т.С. Любатович (не сохранился); в 1899 — 1900 — Большой Чернышевский переулок, 9 (напротив англиканской церкви); в 1900 — 1904 — Леонтьевский переулок, 24, в доме А.Катыка; с 1904 — 3-й Зачатьевский переулок, 3; в 1909 - Скобелевская площадь, дом Варгина; в 1910 — 22 — собственный дом на Новинском бульваре, 113 (ныне № 25, дом-музей; мемориальная доска и мраморный бюст работы скульптора А.Е. Елецкого).
Похоронен на кладбище Батиньоль в Париже, прах перенесён на Новодевичье кладбище 29 октября 1984; на могиле установлен памятник-надгробие (скульптор Елецкий).