Дом 22 на Покровке построен в стиле барокко
Это памятник самому московскому барокко середины 18 века, увы, почти неизвестному, не дошедшему до наших дней.
При создании этой городской усадьбы был использован распространенный в эпоху барокко прием композиции дворцового здания с внутренним замкнутым двором, образованным боковыми флигелями и служебным корпусом в глубине участка. Пониженные объемы флигелей придают расположенному в линию улицы ансамблю необходимую парадность.
Дому присущи некоторые черты, не встречающиеся у барочных памятников северной столицы, а тяготеющие скорее к западноевропейским прообразам. Это относится к объемно-пространственному решению дома, однако снаружи он настолько «узнаваем», что даже несведущий человек скажет, глядя на него: точно, барокко.
Фасад дома состоит из изогнутых линий, чередующихся ровных участков и выпуклых плоскостей, скрытых под изобильным декором, уникальным для Москвы.
Даже колонны и фронтоны у полукруглых угловых объемов размещены диагонально.
Колонны нарядного коринфского ордера объединяют второй и третий этажи, указывая на расположение здесь основных помещений, парадных и жилых.
Сложный ритм расстановки колонн, то одинарных, то сдвоенных, придает стене дома мощь и динамичность, заставляет ее пульсировать, усиливает эффекты света и тени.Все же колонны не являются чистой декорацией, ибо они выполняют и функции организации фасада: группируются вокруг главных композиционных узлов здания, усиливают плавный выступ средней части и полукруглые угловые объемы.
Фасады дома Апраксиных - Трубецких украшены богатейшей лепниной - наличники сложного рисунка, гирлянды, картуши на многочисленных фронтонах.
Сильным пластическим элементом является и венчающий карниз. Разорванные фронтоны над выступающими объемами фасада еще больше подчеркивают напряженную игру архитектурных форм.
Здесь все — коллизии, столкновения “действующих лиц”: колонн и карниза, света и тени, вогнутых и выпуклых плоскостей, белой лепнины и лазурно-голубого поля стены. Но в этом горниле противостояний рождается торжество блестящего стиля барокко.
Пластика дворового фасада ошеломляет богатством и силой разработки. Тут появляется новая деталь - большие круглые окна верхнего этажа в эллиптически выступающей центральной части. Их необычная форма и пышное скульптурное обрамление так активны, что «приглушают» даже мощный рельеф колонн.
Если внешний облик дома вполне традиционен для русского барокко, то этого нельзя сказать о его объемно-пространственном решении, отличающемся богатством выдумки.
План же дома-комода совершенно необычен, даже уникален среди памятников середины XVIII века. Его основу составляют криволинейные помещения разной формы и размера, четкая анфиладная связь отсутствует. Подобные асимметричные планы были свойственны интерьерам французского рокайля. Однако сохранилась лишь основная планировка, а интерьеры после пожара 1812 года были переделаны.
Можно получить истинное удовольствие от созерцания плана дома-комода: изгибов его стен, обрамленных ожерельем колонн, помещений всевозможных форм , многочисленных печей и ниш...
В здании нет парадных входа и лестницы.
Непонятно, почему на заре нового стиля в архитектуре - классицизма - дворец возводился в барочных формах? Ведь владелец потратил огромные средства на строительство этого заведомо устаревшего для своего времени дома, да еще такого исключительно своеобразного.
Строительство дома-комода вряд ли можно связывать с косностью московской архитектурной среды, настолько он самобытен и профессионально выполнен. Скорее, архитектор выполнял волю заказчика, считавшегося лишь с собственными желаниями. В конце концов, о вкусах не спорят.
На внешний вид и образный строй дворца могли повлиять условия заказа Матвея Федоровича Апраксина, о котором мы почти ничего не знаем. Может быть, дворец на Покровке тоже является памятником оппозиционных настроений заказчика и вызван к жизни его желанием выразить своеобразный протест против официального стилевого течения. А может быть, Апраксин был просто-напросто чудаком и оригиналом.