Автор дома 22 на Покровке Растрелли?
Строить дворец для мужа Елизавета Петровна будто бы поручила известному придворному архитектору Франческо Бартоломео Растрелли.
Кому, как не ему, было выполнять волю государыни?
Он с 1730 года состоял при дворе и много строил и в Петербурге, и в Москве.
Здесь он возвел для императрицы деревянный дворец, великолепный театр, пышно украсил Большой зал Кремлевского дворца к церемониальному тронному обеду в день ее коронации.
Все, что ни делал, нравилось Елизавете Петровне.
Но не только упоминание имени Растрелли в предании давало повод называть его творцом здания.
На Исторической выставке архитектуры, организованной в 1911 году в Петербурге, был представлен проект дворца на Покровке, датированный 1752 годом, который в каталоге выставки значился как неосуществленный проект Растрелли.
Дальнейшая судьба чертежа неизвестна. Сегодня мы можем лишь домыслить: возможно, проект действительно был выполнен великим архитектором для Елизаветы Петровны и графа А.Г.Разумовского, но по каким-то причинам дворец не построили.
А может быть, имелся в виду дворец в царской усадьбе Покровское-Рубцово, находящийся в самом конце Покровской улицы (долгие годы носящей название Бакунинской)?
Интересно, что сам Растрелли этот дворец не включил в составленный им перечень своих работ, выполненных с 1716 по 1764 год.
В перечне об интересующем нас доме нет ни слова, хотя о задании, полученном от императрицы “по случаю свадьбы их императорских высочеств”, он пишет.
Похоже, что устроители выставки в 1911 году ошибочно приписали проект Растрелли.
Тем не менее благодаря легенде, архитектурным особенностям здания, упоминанию о неосуществленном проекте 1752 года надолго утвердилось мнение, что дом построен в конце сороковых — начале пятидесятых годов XVIII века архитектором Ф.Б.Растрелли для графа Разумовского.
Долгие годы эти сведения кочевали из одного издания в другое.
Дом на Покровке даже называли Зимним дворцом в миниатюре.
Однако справедливости ради надо отметить, что некоторые серьезные архитектурные путеводители рубежа веков указывают на “легендарность” такой информации и отрицают авторство Растрелли.
Со временем окончательно отпала версия об авторстве Растрелли.
К тому же в 1764 году архитектор уже переехал в Курляндию, где достраивал дворцы Бирона, начатые им почти тридцать лет назад.
Да и стилистическими особенностями все известные нам работы мастера отличаются от того, что мы видим на Покровке.
Все его произведения, несмотря на пышность барочного декора, обладают строгой логикой и четкой, последовательно развитой системой элементов, взаимосвязанных и соподчиненных деталей, которых не найти в доме-комоде.
Зато здесь есть явные “передержки”, недопустимые для великого мастера.
Например, в пьедесталы колонн в первом этаже помещены широкие полукруглые ниши с лепными раковинами.
Не говоря уже о том, что эта деталь необычна для городского жилого дома и восходит к усадебной архитектуре, она разрушает тектоническую основу здания; далеко не изысканно смотрится и насыщенный декором дворовый фасад, в котором полностью отсутствуют цезуры.
Да и оригинальные плановые решения совершенно чужды Растрелли, он всегда использовал ясные прямолинейные планы, простые объемы зданий.
Так что усложненные осевые построения дома Апраксиных — Трубецких тоже никак не соотносятся с творчеством гения русского барокко.