Воспитательный дом
Воспитательный дом, учрежденный в Москве в 1763 году для приема и воспитания подкидышей, был построен на берегу Москвы-реки, на обширном Васильевском лугу.
Автором проекта, присланного из Петербурга, иногда называют Ю.М.Фельтена.
Проект отвечал программе учреждения, составленной известным вельможей-просветителем И.И.Бецким на основе идеи воспитания «нового человека», свободного от пороков окружающего общества.
Гражданственное значение этой идеи требовало высокой монументальности архитектурного образа.
С другой стороны, программа ставила задачи полной изоляции зданий и территории Воспитательного дома от окружающей городской среды.
По проекту (см. ил. И) монументальная композиция ансамбля была развернута к югу, в сторону Москвы-реки.
Она отличалась небывалым тогда в Москве масштабом.
Широкий фасад четырехэтажного главного корпуса фланкировали два каре, или «квадрата», той же высоты, отступавшие назад.
Перед ними вдоль каменной набережной располагались низкие посадки садов и учебных огородов.
Боковые стороны «квадратов» образовывали перед северным фасадом главного корпуса глубокий внутренний парадный двор, в который вел «проспект» от Солянки, проложенный по оси ансамбля.
Территорию сплошной стеной ограждало двухэтажное «Окружное строение»; его высота составляла переход к обычному уровню городской застройки.
Другие двухэтажные корпуса расчленяли территорию на участки разного назначения.
Строительство Воспитательного дома длилось несколько десятилетий, причем часть зданий не была возведена, а архитектура осуществленных не всегда отвечала проекту.
До 1767 году под руководством К. И.Бланка был выстроен западный «квадрат».
В 1771-1781 годах строительство финансировал П.А.Демидов, и за эти годы под руководством сначала Я.А.Ананьина, а потом И.М.Ситникова был построен главный корпус (его на французский лад называли «корде-ложи»), въездные корпуса и корпус у внешней стороны «квадрата».
Возможно, тогда же вырыли ров под фундамент второго «квадрата», но строительство не состоялось.
Восточную часть «Окружного строения» возвел до 1801 году И.Д.Жилярди (приехал в Россию в 1787г.), причем уже «по собственному проекту»; остальное так и не было осуществлено.
Вдоль берега Москвы-реки во изменение первоначального замысла был проложен городской проезд, и по его линии в 1792-1794 годах по проекту Ю.М.Фельтена поставлены лабазы для отдачи внаем, а между ними - каменная ограда и центральные ворота.
Главный корпус с его мощной пластикой и крупным, выразительным силуэтом доныне играет важную градостроительную роль.
Первоначальный проект предполагал богатую декоративную обработку его фасадов, отвечавшую сложности объема.
Два нижних этажа охватывала плоская рустованная аркада; в верхних этажах фасады боковых ризалитов расчленялись пилястрами, а центрального - колоннами.
Эта система декора аналогична таким крупнейшим памятникам петербургского раннего классицизма, как Академия художеств, Мраморный дворец и Малый Эрмитаж.
Однако в процессе строительства этот замысел (как и внутреннее решение здания) был значительно упрощен.
Осуществлен был лишь крупный венчающий карниз с модульонами.
Силуэт здания обогащали два купола церквей по сторонам бельведера со шпилем (более легкого в первоначальном проекте).
Упрощена была и обработка «квадрата».
Возведенный фрагмент «Окружного строения» был выполнен в сдержанных классических формах.
Очень изящен и прост фасад лабазов с ритмически повторяющимся мотивом арочной ниши.
В 1818 году у начала «проспекта» на Солянке поставлены ампирные пилоны по проекту штатных архитекторов Воспитательного дома Д.И.Жилярди и А. Г. Григорьева.
Аллегорические скульптурные группы на пилонах - «Милосердие» и «Воспитание», - изваянные И. П. Витали, в наше время заменены копиями.
Те же авторы, очевидно, обновляли интерьеры главных зданий.
Особенно выразительна библиотека в «квадрате» с характерными парами ионических колонн и пилястр.
В середине XIX века получили существующую ныне обработку малые корпуса - въездные и корпус у Китайского проезда; появился металлический навес подъезда главного корпуса со стороны парадного двора и ограда по набережной вместо первоначальной каменной.
Из дополнений начала XX века необходимо отметить пристроенный к лабазам корпус в неоклассическом «стиле», а также переделку двусветного помещения церкви в примыкающем к «квадрату» торце главного корпуса в актовый зал; церковь была перенесена в восточный торец.
Зал сохранил почти без утрат необычайно выразительную и цельную обработку в стиле модерн.
Подъезд «квадрата» со стороны набережной сооружен в 1923 году И.И.Дмитриевым; тогда же перестроен и вестибюль.
В 1925-1928 годах снесены западный корпус лабазов и главы церквей, а позже, при постройке Устьинского моста, - торцы восточного корпуса и «Окружного строения».
Наконец, в 1960-х годах был возведен второй «квадрат», схематически повторяющий основные наружные членения первого «квадрата» (арх. И.И.Ловейко).