Набат

Набат

Кто придумал эти звоны, кто научился особому литью и вложил в металл душу? Помните потрясающий эпизод из фильма "Андрей Рублев", где показаны отливка и подъем колокола? Вот так начинали дело и в Ярославле, начинали не имевшие фамилий холопы – Ивашки, Иргушки, Бориски да Алексашки. Одного из них впоследствии назвали Иваном Оловянишниковым.

Первое упоминание этой странной фамилии относится к XVII веку. В переписных книгах Ярославля от 1646 года есть лишь короткая запись, но с нее берет разбег история славной династии. Через 120 лет на заводе Оловянишникова отлили колокол для ярославского Ростовского монастыря весом в 163 пуда. Это событие считается началом славного предприятия. Позднее здесь разработали свою технологию производства, которая выделила завод среди конкурентов.

Вот выдержка из его рекламы:

"Колокололитейный завод Товарищества П.И. Оловянишникова принимает заказы на отливку колоколов до 2000 пудов включительно. Для подъема на колокольню купленных или заказанных колоколов от 100-пудового веса и выше завод посылает мастера, канаты и блоки бесплатно. Для поднятия колоколов менее 100-пудового веса мастер посылается с платой 3 рубля в сутки. Срок исполнения заказов со дня получения 6–8 недель. Провоз за счет заказчиков, упаковка за счет магазина".

Смотреть, как работают на заводе Оловянишникова в Ярославле, собралась толпа народа.

Новую работу мастер начинал, словно первую, днями-ночами думал только о ней, не позволял себе ни хмельного зелья, ни жены и молился, чтобы видение его сбылось. Одетые после бани во все чистое, перекрестясь, мастера брались лепить из глины форму. Медленно рождалось рукотворное диво с лепными фигурами на корпусе и славянской вязью по всей окружности юбки.

Потом была отливка. Тут надо было доподлинно знать пропорции металлов, особенно серебра, чтобы придать колоколу необходимое звучание. Русоволосые, голубоглазые, с ремешками на челе, эти бородачи, сами о том не ведая, были одновременно скульпторами и музыкантами.

Завод Оловянишникова, начав с одной плавильной печи, к началу ХХ столетия вырос в целый комплекс. Оловянишниковские колокола звонили в Астрахани и Ереване, на Урале и в Сибири, в Ташкенте и Сухуми, Риге и Вильно. В Ярославль обращались церкви Греции, Черногории, Болгарии, Польши, Финляндии.

Всякий колокол отливался по-новому не только потому, что мастерам не хотелось повторяться. Цель была совсем иная. Еще с 1882 года здесь начали делать колокола, прекрасные не только одной благозвучностью, но и определенным тоном, чтобы можно было подобрать целые звоны того или иного аккорда. Работа сложная, руководить ею пригласили известного исследователя искусства звона протоиерея Аристарха Израилева. Появилась возможность создавать целые ансамбли из 20–30 колоколов.

На Всемирной выставке в Париже фирма демонстрировала звон 22 колоколов, составляющий две октавы хроматического звукоряда. Исполнение производилось с помощью специально устроенных клавишей: любой посетитель, знакомый с нотной грамотой, мог поиграть на русских колоколах, чем "была привлечена масса слушателей".

Основатель династии Ивашка Оловянишников подбирал для работы наиболее одаренных людей. Он считал, что таковыми могут быть только люди свободные. Его потомки еще в 30-х годах XIX века утверждали, что вольнонаемный труд более производителен по сравнению с трудом крепостных. По свидетельству тогдашнего министра государственных имуществ Киселева Иван Порфирьевич Оловянишников настаивал, что было бы выгоднее, если бы правительство "отпустило крепостных крестьян на волю". Иван Порфирьевич был избран городским головой Ярославля, заслужил почетное звание мануфактур-советника, которое давалось только крупным фабрикантам.

Последнее поколение Оловянишниковых возглавляла Евпраксия Георгиевна, принявшая на себя дела фирмы после смерти мужа Ивана Порфирьевича. Восемь детей, шесть сыновей и две дочери: Порфирий Иванович и Иван Иванович – члены правления фабрики церковных изделий; Виктор Иванович занимался не только московской фабрикой, но был еще издателем журнала "Светильник", посвященного религиозному искусству в прошлом и настоящем; Николай Иванович курировал ярославские заводы, имел два высших образования, одно из которых получил в Германии, став специалистом в области химии, много путешествовал по Европе, имел обширную коллекцию западноевропейской гравюры; Мария Ивановна увлеклась поэзией и дружила с символистами, вышла замуж за поэта Юргиса Балтрушайтиса из круга Брюсова–Бальмонта…

В 1913 году вся Россия широко отмечала 300-летие царствования дома Романовых. Готовились скрупулезно и задолго до юбилея. Среди всего прочего в Санкт-Петербурге по проекту архитектора С. Кричинского возводился храм-памятник в честь царствования дома. Внешне постройка походила на ростовские церкви XVII века, облицованные белым камнем и украшенные майоликовыми иконами. Изготовить все колокола для нового храма и паникадила поручено было фирме Оловянишниковых. Дело предстояло столь же грандиозное, сколь и уникальное.

Каждый колокол посвящался одному из членов царской династии. На колоколах – литые барельефы в виде медальона с портретом в картуше. С противоположной стороны – изображение герба дома Романовых. Весь ансамбль имел единый декоративный орнамент на оплечье и по краю юбки. Паникадило необычной формы – оно повторяло силуэт царского венца или шапки Мономаха. На нем – три яруса колец со свечниками в виде лампад. Литой травный орнамент соединяет эти кольца. Нижний ярус украшен фигурными гробницами с изображением голгофского креста и святых в медальонах.

После революции колокололитейный завод в Ярославле, естественно, закрыли. В доме Оловянишниковых воцарилась ЧК. Храмы Власьевского прихода вместе с колокольней, где висел тысячепудовый колокол в честь основателя фирмы, взорвали. Члены семьи, кто не уехал за границу, были сразу расстреляны или медленно угасли в тюрьмах и концлагерях.

Большевики разграбили бесценные церковные богатства, разрушили тысячи тысяч российских святынь. Колокола продавали и пароходами отправляли за океан как металлический лом. Потом в Голливуде была собрана лучшая коллекция русских колоколов.

Мало кто знает, что безбожники все же боялись кары за свои деяния, опасались, что однажды ночью тишину разорвут громы набата, как встарь, поднимающего народ. Язык главного колокола на звоннице Ивана Великого в Кремле они не сумели вырвать. И тогда язык опутали арматурным железом и забетонировали. Все – теперь ни звука.

Анатолий Иващенко

"Алфавит" Номер 20 (130) от 2001-05-17

Материал взят с сайта http://www.alphabet.ru