Оловянишниковы
Фабриканты Оловянишниковы владели колокольным заводом и магазинами церковной утвари.
Им принадлежал участок 2/14 по Покровскому бульвару, а с 1907 года - и соседний участок № 4.
В 1913 году архитектор Воскресенский С.Ф. построил для них дом 4 на углу с Хохловским переулком.
Художественным руководителем фабрикики церковной утвари П.И.Оловянишникова одно время работал Вашков С.И.
Один из них впоследствии звался Иваном Оловянишниковым.
Первые упоминания об этой странной фамилии
в Ярославле относятся к XVII веку. В переписных книгах 1646 года есть лишь короткие записи о династии, которую
потом знала вся Россия. Но из более поздних источников известно, что в 1766 году на заводе Оловянишникова отлили
колокол для ярославского Ростовского монастыря весом 163 пуда. Это событие считается началом возникновения предприятия.
Но начинать столь сложное дело сразу с изделия такого веса просто-напросто нереально. Вероятно, это была первая
большая работа, и поэтому она сохранилась в памяти.
Все разрастаясь, завод Оловянишникова сменил в городе три места. Начав с одной плавильной печи в XVIII веке, он к началу ХХ столетия вырос в целый комплекс.
Позднее поколение Оловянишниковых запечатлено на снимке 1901 года. Во главе семьи здесь восседает
Евпраксия Георгиевна Оловянишникова, овдовевшая три года назад и принявшая на себя дела фирмы после смерти мужа Ивана Порфирьевича.
Оловянишниковы славились не только превосходными колоколами, но и церковной утварью, производимой на их фабрике в Москве.
Основана фабрика в 1767 году с уставным капиталом в 2 миллиона рублей. В ее цехах выпускалось все, что требуется церкви для отправления службы,
– из золота, серебра, бронзы, дерева. Широко были представлены парча, изделия из нее, мебель.
Церковная утварь, выполненная здесь в конце XIX и начале ХХ века, – это подлинные произведения искусства высочайшего класса в стиле модерн.
В начале ХХ века фабрика широко пользовалась рисунками художника С.И.Вашкова, что в значительной степени определило своеобразие ее изделий
и прежде всего утверждение национальных форм в декоративно-прикладном искусстве.
Некоторое время
Вашков С.И. руководил художественным отделом фабрики. Сохранилась часть работ, сделанных в типичной для стиля модерн технике
перегородчатой и живописной эмали. Изумительной была парча, украшенная умелыми руками золотошвеек.
После 1917 года колокололитейный завод в Ярославле и фабрику церковной утвари в Москве, естественно, закрыли. В доме Оловянишниковых воцарилась ЧК.
Храмы Власьевского прихода вместе с колокольней, где висел тысячепудовый колокол в честь основателя фирмы, взорвали. Члены семьи, кто не уехал
за границу, были расстреляны или посажены в тюрьмы и лагеря.
Фирма П.И. Оловянишникова, придворного поставщика, известна с 1766 года. Фирма владела большим колокололитейным заводом в Ярославле
и фабрикой церковной утвари в Москве. Впоследствии, после смерти основателя, предприятие стало называться «Оловяннишникова П.И. сыновья Товарищество».
В конце XIX – начале XX вв. фирма Оловянишниковых - крупное торгово-промышленное товарищество, торговый дом, имеющий фабрики в Москве и Ярославле.
Изделия фирмы в основном в совей стилистике тяготели к традиционным формам и системе декора.
В начале XX века фирма широко пользовалась рисунками художника
Вашкова С.И., который варьировал мотивы древнерусского искусства, соединяя их
с современными формами. Среди художников фирмы известны имена П.Н.Прокофьева и П.П.Рыковского, которые копировали старинные церковные предметы.
Фирма работала в техниках литья, чеканки,
гравировки, скани и в технике
перегородчатой эмали. В основном фирма
выпускала церковную утварь и предметы
культа, рассчитанные как на
состоятельного, так и на небогатого
покупателя.
В XVII веке предки Оловянишниковых были неприметными монастырскими крестьянами в Ярославской губернии.
На дворе стоял 1709 год. Петр I обложил духовенство большим налогом, и Ярославский Спасо-Преображенский монастырь был вынужден заняться коммерцией, призывая в помощь своих монастырских крестьян. Поскольку земледелие было малодоходным, любой другой бизнес приветствовался. Литье олова у Осипа шло неплохо. Он стал монастырским крестьянином, освобожденным от крепостной зависимости. Упоминание об Осипе есть в документах переписи населения 1717 года: "Сидит в овощном ряду и делает оловянишно". Так Осип получил свою фамилию - Оловянишников.
В елизаветинское время Оловянишников совмещал свою торговую деятельность с административной: был ларечным. Занимающий эту почетную, но хлопотную должность купец должен был отчитываться перед властями об объеме продаж всего купеческого ряда и количестве выплаченных налогов. За фискальные сборы ларечный отвечал собственным кошельком.
Еще один след рода Оловянишниковых тех времен обнаружился в Ярославском историко-архивном музее-заповеднике. Там хранится хрустальный кубок с надписью: "Кушать из сего бокала купцу Григорию Осипову Оловянишникову" - то есть сыну Осипа. Тут же дата - 1748 год и вензель Анны Иоанновны. Вряд ли императрица одарила малоизвестного купца лично. Скорее всего, бокал подарил Оловянишникову друживший с ним купец Затрапезнов, который и сделал на посудине памятную надпись. Затрапезновы могли получить бокал с вензелем в дар от пребывавшего в то время в ссылке в Ярославле временщика Бирона.