Оловянишниковы

Оловянишниковы

Фабриканты Оловянишниковы владели колокольным заводом и магазинами церковной утвари.

Им принадлежал участок 2/14 по Покровскому бульвару, а с 1907 года - и соседний участок № 4.

В 1913 году архитектор Воскресенский С.Ф. построил для них дом 4 на углу с Хохловским переулком.

Художественным руководителем фабрикики церковной утвари П.И.Оловянишникова одно время работал Вашков С.И.


Один из них впоследствии звался Иваном Оловянишниковым.

Первые упоминания об этой странной фамилии в Ярославле относятся к XVII веку. В переписных книгах 1646 года есть лишь короткие записи о династии, которую потом знала вся Россия. Но из более поздних источников известно, что в 1766 году на заводе Оловянишникова отлили колокол для ярославского Ростовского монастыря весом 163 пуда. Это событие считается началом возникновения предприятия. Но начинать столь сложное дело сразу с изделия такого веса просто-напросто нереально. Вероятно, это была первая большая работа, и поэтому она сохранилась в памяти.

Все разрастаясь, завод Оловянишникова сменил в городе три места. Начав с одной плавильной печи в XVIII веке, он к началу ХХ столетия вырос в целый комплекс.

Позднее поколение Оловянишниковых запечатлено на снимке 1901 года. Во главе семьи здесь восседает Евпраксия Георгиевна Оловянишникова, овдовевшая три года назад и принявшая на себя дела фирмы после смерти мужа Ивана Порфирьевича.

Оловянишниковы славились не только превосходными колоколами, но и церковной утварью, производимой на их фабрике в Москве. Основана фабрика в 1767 году с уставным капиталом в 2 миллиона рублей. В ее цехах выпускалось все, что требуется церкви для отправления службы, – из золота, серебра, бронзы, дерева. Широко были представлены парча, изделия из нее, мебель.

Церковная утварь, выполненная здесь в конце XIX и начале ХХ века, – это подлинные произведения искусства высочайшего класса в стиле модерн. В начале ХХ века фабрика широко пользовалась рисунками художника С.И.Вашкова, что в значительной степени определило своеобразие ее изделий и прежде всего утверждение национальных форм в декоративно-прикладном искусстве.

Некоторое время Вашков С.И. руководил художественным отделом фабрики. Сохранилась часть работ, сделанных в типичной для стиля модерн технике перегородчатой и живописной эмали. Изумительной была парча, украшенная умелыми руками золотошвеек.

После 1917 года колокололитейный завод в Ярославле и фабрику церковной утвари в Москве, естественно, закрыли. В доме Оловянишниковых воцарилась ЧК. Храмы Власьевского прихода вместе с колокольней, где висел тысячепудовый колокол в честь основателя фирмы, взорвали. Члены семьи, кто не уехал за границу, были расстреляны или посажены в тюрьмы и лагеря.


Фирма П.И. Оловянишникова, придворного поставщика, известна с 1766 года. Фирма владела большим колокололитейным заводом в Ярославле и фабрикой церковной утвари в Москве. Впоследствии, после смерти основателя, предприятие стало называться «Оловяннишникова П.И. сыновья Товарищество».
В конце XIX – начале XX вв. фирма Оловянишниковых - крупное торгово-промышленное товарищество, торговый дом, имеющий фабрики в Москве и Ярославле.

Изделия фирмы в основном в совей стилистике тяготели к традиционным формам и системе декора.

В начале XX века фирма широко пользовалась рисунками художника Вашкова С.И., который варьировал мотивы древнерусского искусства, соединяя их с современными формами. Среди художников фирмы известны имена П.Н.Прокофьева и П.П.Рыковского, которые копировали старинные церковные предметы. Фирма работала в техниках литья, чеканки, гравировки, скани и в технике перегородчатой эмали. В основном фирма выпускала церковную утварь и предметы культа, рассчитанные как на состоятельного, так и на небогатого покупателя.


В XVII веке предки Оловянишниковых были неприметными монастырскими крестьянами в Ярославской губернии.

На дворе стоял 1709 год. Петр I обложил духовенство большим налогом, и Ярославский Спасо-Преображенский монастырь был вынужден заняться коммерцией, призывая в помощь своих монастырских крестьян. Поскольку земледелие было малодоходным, любой другой бизнес приветствовался. Литье олова у Осипа шло неплохо. Он стал монастырским крестьянином, освобожденным от крепостной зависимости. Упоминание об Осипе есть в документах переписи населения 1717 года: "Сидит в овощном ряду и делает оловянишно". Так Осип получил свою фамилию - Оловянишников.

В елизаветинское время Оловянишников совмещал свою торговую деятельность с административной: был ларечным. Занимающий эту почетную, но хлопотную должность купец должен был отчитываться перед властями об объеме продаж всего купеческого ряда и количестве выплаченных налогов. За фискальные сборы ларечный отвечал собственным кошельком.

Еще один след рода Оловянишниковых тех времен обнаружился в Ярославском историко-архивном музее-заповеднике. Там хранится хрустальный кубок с надписью: "Кушать из сего бокала купцу Григорию Осипову Оловянишникову" - то есть сыну Осипа. Тут же дата - 1748 год и вензель Анны Иоанновны. Вряд ли императрица одарила малоизвестного купца лично. Скорее всего, бокал подарил Оловянишникову друживший с ним купец Затрапезнов, который и сделал на посудине памятную надпись. Затрапезновы могли получить бокал с вензелем в дар от пребывавшего в то время в ссылке в Ярославле временщика Бирона.