Воскресная прогулка от Маросейки до Солянки ч.2
На противоположной стороне от Маросейки, 13 стоят два замечательных здания. Это дома №10 и 12. Они очень не похожи друг на друга.
Дом № 10 построен в 1901 г., по проекту архитектора Э. С. Юдицкого. Я не знаток архитектуры, но везде пишут, что «в его оформлении заметны прихотливые черты стиля модерн». Верхние два этажа надстроены в 1932 году. Мне приглянулись маски и замечательная кованая роза.
Дом №12 это стилизация под итальянскую архитектуру Возрождения. Построен в 1916 году для резиновой мануфактуры "Треугольник" петербургским архитектором М. С. Лялевичем. Если честно, то от этого дома, темного с мощными колоннами, повеяло чем-то ледяным. Или это вывеска на меня произвела такое впечатление? Сейчас здесь комитет по борьбе с наркотиками.
Следующее строение, безусловно привлекает к себе внимание. Это церковь Козьмы и Дамиана. Кондратьев пишет: «Когда первоначально построена – неизвестно, но в 1639 году была уже каменная. В 1792 году вновь перестроена. Архитектура довольно красивая… В этой же церкви находится местночтимая икона Спасителя, исцелившего расслабленного.» Новая церковь перестроена Михаилом Казаковым по заказу владельца дома напротив (Маросейка, 17), подполковника М. Р. Хлебникова, Отделка тянулась довольно долго и только в 1803 г. удалось завершить церковь. Она поражает своей простотой, лаконичностью, особенно в сравнении со стеклянным монстром позади нее.
В феврале 1933 г. Моссовет распорядился "передать здание Управлению рабоче-крестьянской милиции г. Москвы для использования по специальному назначению". В продолжение многих лет церковное здание использовалось в самых разных целях, ограду перед ней сломали, "возвели" деревянный павильон с пивной. Сейчас ограду восстановили, здание передано церкви.
Дом напротив, на углу Маросейки и Армянского переулка принадлежал все тому же Хлебникову.
Да простят меня архитекторы и искусствоведы, пишущие, что скульптурный наряд 1880 года весьма портит здание. Нравятся мне эти скульптуры.
«Мысленно уберем с него обильную лепнину 1880-х годов, и перед нами предстанет великолепное, радующее глаз гармоническими пропорциями здание, построенное по проекту, как полагают, В. И. Баженова в 1782 году». Это из статьи Романюк С. К. Из истории Московских переулков.
Очень интересная статья. Можно прочитать здесь http://testan.narod.ru/knigi_moskow/pereulok/mosper11_1.html. Думаю, что в следующую прогулку, возьму ее в качестве путеводителя а возможно возьму ее за основу и лишь проиллюстрирую своими фотографиями.
Еще немного из этой статьи: «С 1793 года этим дворцом владел выдающийся полководец П. А. Румянцев-Задунайский, с 1797 года — его сын, известный своими художественными увлечениями коллекционер Н. П. Румянцев, основатель богатейшего Румянцевского музея. У него бывали Н. М. Карамзин, И. И. Дмитриев, В. А. Жуковский, П. А. Вяземский и другие видные представители интеллигенции начала прошлого века. В доме давал представления театр, составленный из крепостных Румянцева.
В 1840-е годы дом переходит в купеческие руки. Буква Г на фасаде — инициал последних его владельцев Грачевых, которые сдавали часть помещений под конторы и магазины, В 1912 году на втором этаже находился московский филиал электротехнической фирмы «Сименс — Шуккерт». На воротном столбе владения сохранилась надпись «Свободен от постоя», которую разрешалось делать домовладельцам, уплатившим взнос на строительство казарм». 35,48 КБ
Уплата этого взноса освобождала хозяина от обязанности отдавать часть своего дома под казарму для размещения офицеров и солдат армии.
Далее мой путь лежал в Старосадский переулок. Но об этом в следующий раз.
Материал взят с сайта bimka-bur.livejournal.com (запись от 16 ноября 2005 года)