Маросейка 17 / Армянский 6
В 1780-х годах для М.Р.Хлебникова был возведен жилой дом, который называли дворцом. После Хлебникова владел этим домом генерал-фельдмаршал Петр Александрович Румянцев-Задунайский - герой русско-турецкой войны, потом его сын Николай Петрович - собиратель книг и создатель Румянцевского музея.
В Музее архитектуры имени А.В.Щусева хранятся так называемые "Московские альбомы". Им почти 200 лет. Кожаные переплеты с золотым тиснением украшены буквами "М" и "К" - инициалы собирателя-составителя Матвея Федоровича Казакова. Многие из сохранившихся московских зданий могли бы сегодня узнать себя по этим альбомам. Хлебниковское, правда, - с большим трудом: перестроенное в 1880-х годах, оно приобрело совсем иное лицо, не лишенное, впрочем, выразительности: московские путеводители воспроизводят его фасад, украшенный пилястрами, кронштейнами и статуями, - суховатый, но живописный. Фрагмент дворового фасада, сохранившийся в прежнем виде, дает основание предполагать авторство Василия Ивановича Баженова. Сейчас здесь - посольство республики Беларусь.
Далее по той же стороне улицы на углу с Армянским переулком поражает своим великолепием ярко-голубой дворец с лепниной (дом № 17). Он был построен по проекту В. Баженова для полковника М.Е Хлебникова. С 1793 года во дворце жил фельдмаршал граф П.А. Румянцев-Задунайский - герой Русско-турецкой войны. Своды парадных комнат украсили живописные и лепные изображения побед Румянцева. В первой четверти XIX века во дворце поселился сын фельдмаршала - известный государственный деятель и дипломат Николай Петрович Румянцев, переехавший сюда из Петербурга. В гостях у него часто бывали Карамзин, Жуковский, Вяземский. Граф Румянцев стал основателем знаменитого музея, названного позднее его именем.
В 1840-е годы дворец приобрели купцы Грачевы. На воротах до сих пор сохранилась загадочная надпись - "Свободен от постоя". Объяснение она имеет весьма незамысловатое - расчетливые купцы платили взнос на строительство казарм в Москве, и за это были освобождены от обязательного содержания и постоя солдат.
Здание, более известное в истории русской архитектуры как дом П.А.Румянцева, выстроено в 1780-х годах (начато не позднее 1782 г.) для М.Р.Хлебникова. В 1793 году дом был продан фельдмаршалу П.А.Румянцеву. Чертежи дома помещены в первом (авторском) альбоме Казакова. Однако большинство исследователей приписывает этот дом В.И.Баженову. Казаков же, видимо, был автором показанного в альбоме оформления парадного зала для нового владельца - Румянцева, а также ограды по улице. В течение XIX в. парадные фасады и интерьеры дома неоднократно переделывались. Пышный эклектический декор уличных фасадов постепенно сложился к 1886 году. Лишь со стороны двора дом сохранил строгую монументальность архитектуры раннего классицизма. Но наиболее интересна в этом здании его планировка, действительно близкая к образному строю и виртуозным приемам В.И.Баженова: круглые и полукруглые в плане парадные помещения сложно группируются вокруг овального главного зала, создавая необычайно богатую и выразительную пространственную композицию. Эта уникальная планировка почти полностью дошла до нашего времени.
Особняк, находящийся по адресу Маросейка, 17, построенный в 1780-1782 гг., первоначально принадлежал купцу (по другим данным - полковнику) М.Р. Хлебникову, купившему под застройку в 1774 году участок земли, ранее принадлежавший дочери губернского прокурора Ладыженской (в дальнейшем были куплены еще два прилегающих участка - принадлежавший купцу Ивану Пастухову и принадлежавший церкви Косьмы и Дамиана).
По одной из версий, руководителем работ считается известный архитектор М.Ф. Казаков, по мнению других специалистов, основную роль в проектировании и строительстве сыграл В.И. Баженов. В пользу этой версии свидетельствует и схожесть планов городской усадьбы с собственным домом Баженова и некоторыми из его царицынских построек. Отдельные элементы фасада, сохранившиеся в практически неизменённом виде до наших дней, имеют заметное сходство с творчеством этого зодчего.
С 1793 года этим дворцом владел выдающийся полководец П.А. Румянцев-Задунайский, с 1797 года - его сын, известный своими художественными увлечениями коллекционер Н. П. Румянцев, основатель богатейшего Румянцевского музея. У него бывали Н. М. Карамзин, И. И. Дмитриев, В. А. Жуковский, П. А. Вяземский и другие видные представители интеллигенции начала прошлого века. В доме давал представления театр, составленный из крепостных Румянцева.
В 1840-е годы дом переходит в купеческие руки. При последних его владельцах - купцах Грачевых здание получило современный вид - в 1880-е гг.по заказу хозяина классика была существенно переработана архитектором Г.А. Кайзером - и фасад украсили женские фигуры и декор. Также появился герб с ангелами и буквой "Г" в овале. Герб указывал на нового владельца купца М.С. Грачева.
Часть помещений сдавалась под конторы и магазины, В 1912 году на втором этаже находился московский филиал электротехнической фирмы "Сименс - Шуккерт", которым заведовал Л. Б.Красин.. Никто из клиентов и предполагать не мог, что главное занятие изысканно одетого и деловитого инженера - активная нелегальная деятельность по выполнению ответственных заданий большевистской партии, а работа в фирме - только "крыша".
Сейчас в здании находится посольство Республики Беларусь.
Северный флигель (строение 4) — старинной постройки, по современный вид приобрел в 1878 году.