КОМПЛЕКТ ОТКРЫТОК 'МОСКОВСКОЕ МЕТРО' Издательство "Планета", 1978
Метро в наше время - основной вид городского транспорта. Одним из красивейших в мире по праву называют Московский метрополитен имени В. И. Ленина. Каждый день, спускаясь в "подземный этаж города", москвичи и гости столицы попадают в своеобразный музей. Мрамор гранит, всевозможные светильники, лепка, панно, мозаика, чеканка, резьба по камню, скульптурные памятники, архитектурные ансамбли - все эти черты московского метро, неповторимые и прекрасные.
Московский метрополитен сегодня - это более 180 километров пиний, 107 станций, около 6 миллионов пассажиров ежедневно. Станции-дворцы, сложнейшие подземные коммуникации - сплав высокого искусства и инженерной мысли. Проекты сооружений московского метрополитена разработаны коллективом специалистов института Метрогипротранс под руководством проектировщиков-инженеров метростроителей В. Николаи, Я. Гитмана, К. Кабанова, П. Антонова, А. Луговцова и других.
В 1982 году трижды орденоносный московский Метрострой отметит свое пятидесятилетие. Решение о строительстве метрополитена принял июньский Пленум ЦК ВКП(б) в 1931 году. Для этого была создана мощная, оснащенная передовой советской техникой, строительная организация - Метрострой. Сооружение первой очереди метро началось в 1932 году.
Советские люди горячо откликнулись на призыв московского комитета партии и горкома комсомола: "метрополитен столицы должна строить вся страна!" Донецкие шахтеры и юхновские землекопы, строители Магнитки, Днепрогрэса и Турксиба, рабочие московских заводов и тринадцать тысяч комсомольцев столицы стали первопроходцами московского метро.
Москва и Ленинград снабжали всенародную стройку эскалаторами и электромоторами, Кузнецкий завод в Сибири делал для нее рельсы, с Волги и Северного Кавказа шел цемент, из Баку - битум, Чувашия и Северный край снабжали лесом, Карелия, Крым, Кавказ, Урал, Дальний Восток посылали гранит и мрамор. Вся страна в едином трудовом порыве строила московское метро.
Не прошло и трех лет, как между Сокольниками и Центральным парком культуры и отдыха им. М. Горького, с ответвлением на Смоленскую площадь, началось регулярное движение голубых экспрессов. 15 мая 1935 года тринадцать станций первой очереди столичного метрополитена приняли первых пассажиров.
История первой очереди - это не только история строительства метро, летопись развития и реконструкции самой Москвы, это ещё и страница героической биографии первых метростроевцев. Таких, как знаменитый бригадир комсомольской бригады, один из первых кавалеров ордена Ленина на Метрострое, Н. К. Краевский, как Герои Социалистического Труда В. Д. Полежаев, Т. В. Федорова, Н. А. Феноменов, И. А. Яцков и многие другие. Их имена вписаны зопотыми буквами в историю советского метростроения.
Вслед за первой были сооружены вторая и третья линии, помчались поезда по кольцевой - московское метро строилось, расширялось, хорошело. Работы не прекращались даже в суровые годы Великой Отечественной войны Чем больше становилась Москва, тем шире развертывалось строительство новых линий. В начале 50-х годов началась интенсивная застройка Комсомольского проспекта; на Ленинских горах вырос величественный храм науки - Московский государственный университет, создавался уникальный спортивный комплекс в Лужниках; развернулось массовое жилищное строительства на Юго-Западе столицы. Все это обусловило продление Фрунзенского радиуса. Метростроевцы вновь вернулись к истокам первой линии, чтобы протянуть стальные нити магистралей в районы новостроек. Завершение строительства Кировско-Фрунзенской линии позволило связать беспересадочным скоростным движением Преображенскую площадь, Парк культуры и отдыха "Сокольники", Комсомольскую площадь, центр города, Центральный стадион имени В. И. Ленина, Московский государственный университет, жилые массивы Черкизова и Юго-Запада.
Многие из сегодняшних пассажиров голубых экспрессов, курсирующих от Преображенской площади до Юго-Запада столицы, не знают, что некоторые станции, мимо которых лежит их путь, назывались когда-то не так, как сегодня. Да и выглядили многие из них по-иному.
В начале 70-х годов началась вторая молодость станций "Кировская" и "Дзержинская". Здесь были построены центральные залы, а также пересадочные переходы на новые станции - "Тургеневскую" Калужско-Рижско линии и "Кузнецкий мост" Ждановско-Краснопресненской. Прежде узкие посадочные платформы, соединенные друг с другом небольшими распределительными, залами, превратились в широкие и светлые подземные вокзалы, удобно сообщающиеся со станциями новых линий. Метростроевцы выполнили эти трудоемкие рвоты в условиях действующего метрополитена. Были реконструированы и некоторые другие станции первой очереди, получившие вторые выходы, новые удобные переходы.
Сейчас на Кировско-Фрунзенской линии17 станций, длина трассы более 22,5 километра, путь по ней занимает около 33 минут.
Материал взят с сайта metromost.narod.ru