Золотые купола Оловянишниковых
Предки заместителя гендиректора "Вымпелкома" были поставщиками императорского двора
Знаменитые предки топ-менеджера сотовой компании Николая Прянишникова носили фамилию Оловянишниковых. Они ткали государственные знамена и лили колокола для храмов и монастырей. Бизнес купцов Оловянишниковых достиг расцвета как раз накануне 1917 года.
... в овощной ряд
В XVII веке предки Прянишникова были неприметными монастырскими крестьянами в Ярославской губернии. Среднерусское Нечерноземье всегда считалось зоной рискованного земледелия, и тамошние крестьяне были склонны к смене рода занятий.
Осип с сыновьями в качестве альтернативы стал заниматься литьем оловянных изделий. На дворе стоял 1709 год. Петр I обложил духовенство большим налогом, и Ярославский Спасо-Преображенский монастырь был вынужден заняться коммерцией, призывая в помощь своих монастырских крестьян. Поскольку земледелие было малодоходным, любой другой бизнес приветствовался. Литье олова у Осипа шло неплохо. Он стал монастырским крестьянином, освобожденным от крепостной зависимости. Упоминание об Осипе есть в документах переписи населения 1717 года: "Сидит в овощном ряду и делает оловянишно". Так Осип получил свою фамилию - Оловянишников.
В елизаветинское время Оловянишников совмещал свою торговую деятельность с административной: был ларечным. Занимающий эту почетную, но хлопотную должность купец должен был отчитываться перед властями об объеме продаж всего купеческого ряда и количестве выплаченных налогов. За фискальные сборы ларечный отвечал собственным кошельком.
Еще один след рода Оловянишниковых тех времен обнаружился в Ярославском историко-архивном музее-заповеднике. Там хранится хрустальный кубок с надписью: "Кушать из сего бокала купцу Григорию Осипову Оловянишникову" - то есть сыну Осипа. Тут же дата - 1748 год и вензель Анны Иоанновны. Вряд ли императрица одарила малоизвестного купца лично. Скорее всего, бокал подарил Оловянишникову друживший с ним купец Затрапезнов, который и сделал на посудине памятную надпись. Затрапезновы могли получить бокал с вензелем в дар от пребывавшего в то время в ссылке в Ярославле временщика Бирона.
От овощного ряда - к колокольному заводу
В 1766 году Федор Григорьевич Оловянишников, внук основателя рода, отлил свой первый колокол по заказу Ростовского Спасо-Яковлевского монастыря. Судя по этой дошедшей до наших дней информации, Оловянишниковы открыли к тому времени колокололитейный завод.
Это не было предприятием в современном понимании, с многочисленными цехами и коптящими небо трубами. Скорее всего, речь шла о двух-трех сараях и нескольких наемных рабочих: главным образом на заводе трудилась сами члены семьи.
Поскольку колокололитейное производство весьма специфично и дорого, а спрос на продукцию эпизодичен, завод выпускал также и другие изделия - в основном медную посуду. С целью расширения бизнеса в 1777 году Оловянишниковы открыли и небольшое сурико-белильное предприятие. А еще через несколько лет сын Григория Осиповича - Климент был назначен бургомистром Ярославля.
Литье колоколов - занятие капиталоемкое. А русское купечество конца XVIII - начала XIX века было бедновато: об этом свидетельствуют многочисленные договоры с иностранными дельцами о займах. Поэтому в конце XVIII века Оловянишниковы с другими предпринимателями (Чарышниковыми, Потаповыми, Мартыновыми и др.) организовали колокольный кооператив. Как раз пошла с Урала первая осокинская и демидовская медь, и в Ярославле было удобно ее "перехватывать". Металл закупали на всю компанию, затем на нескольких заводах лили колокола на заказ и для торговли на Нижегородской ярмарке. Кстати, торговля колоколами на Макарьевской и Нижегородской ярмарках с прошлого века полностью находилась в руках Оловянишниковых.
Колокольный бизнес Оловянишниковых вел сам Порфирий Григорьевич. Ему удалось перевести семью из посадского сословия в купеческое и вступить в третью гильдию, которая позволяла торговать в городе и его окрестностях. Для этого купец должен был заявить уставный капитал не менее 500 рублей и уплатить пошлину в размере 10% от капитала.
Наряду с устными договоренностями и честным купеческим словом в начале XIX века уже получила развитие система договоров. В каждом городе избирался маклер, который заносил все сделки в маклерскую книгу. Из этих книг видно, что у Оловянишниковых был свой "пунктик" - качество. В договорах они обязательно указывали, чтобы колокола "звоном были хорошо отлиты", а брак переливался за счет мастера.
Шелковый путь
В 20-е годы XIX века сын Порфирия Григорьевича - Иван, городской голова Ярославля (по-нашему - мэр), решил еще больше расширить семейное дело. Он приобрел шелкоткацкую фабрику московских купцов Колосовых, основанную еще в 1736 году. К 1822 году ее оснастили по последнему слову техники. Оловянишниковы вообще всегда старались вооружаться самыми передовыми технологиями. На ту же фабрику перевели и колокололитейное дело: отлитые колокола висели прямо во дворе.
Не только церковь была потребителем производимого Оловянишниковыми. По звуку колокола начинали и заканчивали работу предприятия, колокольчик сообщал о приходе гостей, им звали слуг, оповещали о приходе поезда, вызванивали "склянки" на кораблях и скрашивали долгие путешествия на русских тройках. Но все же церковные заказы были самыми почетными и выгодными. Поэтому купцы всегда поддерживали связи с православным духовенством, причем не только духовные, но и денежные. В частности, Оловянишниковы профинансировали перевод Библии на бурятский язык. Однако религиозные соображения отступали на второй план в том, что касалось дела: из той же меди, что шла на литье колоколов для христианских храмов, Оловянишниковы отливали и буддистских божков.
В XIX веке Оловянишниковы кроме колокольного завода и сурико-белильного производства владели еще и шелкоткацкой фабрикой, на которой производили высококачественный, сравнимый с французским шелк и тюль. Капитал семьи составлял к тому времени 7 млн руб. Правительство доверило Оловянишниковым ткать знамена Российской империи. Производство невеликое по своему объему, зато неоценимое по значению.
Каждый купец в XIX веке мечтал стать дворянином. Чтобы пресечь массовое появление "новых дворян", в 1834 году Николай I ввел новое сословие - потомственное почетное гражданство. Звание выдавалось на основании двадцатилетней безупречной деятельности. Помимо того что оно было наследственным, его носители обладали льготами во время выборов, освобождались от рекрутской повинности и могли селиться в столице. Иван Порфирьевич Оловянишников стал потомственным почетным гражданином одним из первых.
Ставка на акустику
Шелкоткацкое и красильное предприятия стали настолько опережать по объему продаж колокололитейное, что литье колоколов на собственном заводе потеряло всякий смысл. Оловянишниковы стали заказывать эти изделия другому колокололитейщику - Чарышникову, обеспечивая его медью и оловом. В то время это было выгодно: сырье занимало в себестоимости колокола долю, в несколько раз превышавшую затраты на непосредственно производство.
Сначала их удовлетворяло качество чарышниковских колоколов, но потом техника литья на Западе сделала шаг вперед, а Чарышников продолжал использовать старые технологии. Оловянишниковы задумались о настоящем промышленном производстве.
Рыночная конъюнктура была благоприятной. После отмены крепостного права в России появилась новая социальная группа, богатеющая и верующая. Крестьянству разрешили зарабатывать деньги, и в России повсюду начали строить церкви. Отлить колокол с надписью считалось делом престижным.
В 1868 году Оловянишниковы отделились от Чарышниковых и организовали товарищество "П.И. Оловянишников и сыновья", основав колокольный завод нового типа, каких в России было всего три: Финляндского, Самгина в Москве и Оловянишниковых в Ярославле.
Им действительно удалось поставить дело на широкую ногу. Медь Оловянишниковых можно найти в колоколах Петергофа и Измайловского собора в Санкт-Петербурге. Не было в России такой губернии, куда не поставляли оловянишниковские колокола. Предприятие научилось делать хорошие деньги на государственных заказах, которые всегда были крупными. Например, они оснащали церкви, что строились в Сибири по Великому пути, когда началась столыпинская реформа.
Оловянишниковы не ограничивались только Россией. Во время войны с Турцией они поставили в Болгарию в основном за свой счет 22 колокола. Звон их колоколов раздается в Греции, Иерусалиме, Сербии, Черногории. В Бельгии оловянишниковские колокола находятся на учете как национальное бельгийское достояние.
Секрет успеха предприятия заключался не только в умении найти выгодный заказ. Оловянишниковы действительно смогли заглушить своих конкурентов звуком своих изделий. Колокола Финляндского были внешне красивы, но перегруженность лепниной отрицательно сказывалась на качестве звука. Оловянишниковы наняли известного акустика Аристарха Израилева. Изобретенное им в то время новшество - камертон позволил предприятию наладить выпуск не только отдельных колоколов, но и целых наборов, гармонично подобранных по звуку, - "колокольных фамилий".
Расцвет на закате империи
Пик деятельности предприятия пришелся на 1917 год, когда главой товарищества была Евпраксия Георгиевна, а исполнительным директором ее муж Николай Иванович. К этому времени капитал Оловянишниковых уже составлял четыре миллиона золотых рублей. На 25 апреля 1917 года прибыль предприятия составила 3 млн руб., из которых почти половина была уплачена в качестве налогов. Общий оборот достигал почти 10 млн. Весь капитал купцы держали в России, как теперь выяснилось, неосмотрительно.
Предприятие Оловянишниковых было самым знаменитым в Ярославле, а рабочие - самыми высокооплачиваемыми. Например, мастер колокололитейного цеха на свои средства построил церковь в Рязанской губернии. Оловянишниковы первыми предложили своим рабочим участвовать в капитале предприятия. В Ярославле в предреволюционные годы очень много бастовали - везде, кроме колокололитейного завода. Бузили иногда, конечно, в знак солидарности, но очень скоро сворачивались: местом дорожили и хозяев уважали.
После национализации предприятия рабочие растащили многие вещи семьи Оловянишниковых по домам. Но когда прабабушка нынешнего топ-менеджера "Би-Лайна" Александра Ивановна Оловянишникова приехала в Ярославль, рабочие увидели, что она осталась без средств к существованию, и многое вернули.
Перед самой революцией министерство коммерции и финансов хлопотало перед государем о получении Оловянишниковыми дворянства. Фамилия стала весьма известной в мире предпринимательства. И белила, и колокола Оловянишниковых получали много медалей, в том числе на Парижской выставке и в Чикаго. Периодически семья удостаивалась звания поставщика императорского двора и права размещать на продукции герб Российской империи. Добиться этого было непросто, тем более для такой узкоспециализированной отрасли. Право на поставки к императорскому двору не передавалось по наследству. Первым из Оловянишниковых его получил Порфирий Иванович. После его смерти детям потребовалось какое-то время доказывать, что при них уровень производства не снизился, прежде чем им удалось вернуть себе именитого заказчика. К началу XX века в России существовало уже 24 колокололитейных предприятия, но лидировала все та же тройка. Кстати, распространением колоколов в Петербурге ведал Жевержеев - родственник Оловянишниковых.
Оловянишниковы продолжали действовать и на "шелковом" направлении. Их предприятием производились ткани высочайшего качества, которые шли на одежду священнослужителей. При изготовлении материи мастера ткали золотом и серебром. Когда в середине 90-х годов обретались мощи патриарха Тихона, потребовалась идентификация тела. Тихона опознали по одеждам, изготовленным на предприятии Оловянишниковых.
В 1918 году колокольный завод был разрушен артиллерийскими залпами. Впрочем, его судьба все равно была бы печальной: единственное предприятие по отливу колоколов, завод Усачева на Валдае, дожило до 1928 года. Потом и его закрыли. А красильное оловянишниковское производство было переименовано в завод "Свободный труд"; потом, после перестройки, - в объединение "Лакокраска" и успешно дожило до наших дней. В этом месяце будет отмечаться его 110-летие.
Никто из Оловянишниковых в советское время так и не смог получить высшее образование. Даже в школе были ограничения: детей непролетарского происхождения отказывались брать в старшие классы. Потомки предпринимателей погибали на Колыме, их бросали в Бутырку, ссылали в Казахстан. Некоторым Оловянишниковым помог выжить, устроив литовскую визу, Юрий Балтрушайтис, посол буржуазной Литвы в СССР, муж Марии Ивановны Оловянишниковой. Бежавшие от большевиков Оловянишниковы расселились в Бельгии, Франции, Аргентине, по жевержеевской линии - в Америке.
Однако большая их часть осталась в России. Им удалось сохранить предпринимательскую жилку. Поэтому некоторые из Оловянишниковых-Прянишниковых преуспевают в современном бизнесе. Николай Прянишников работает заместителем гендиректора "Вымпелкома", а его брат Михаил работает в российском представительстве Kodak менеджером по торгово-финансовым операциям.
Материал взят с сайта www.ko.ru