Чернышевский Николай Гаврилович

Чернышевский Николай Гаврилович

(1828—1889)

Революционер - демократ, философ-материалист, публицист. Окончил Петербургский университет (1850). С 1853 жил в Петербурге. В 1855—62 фактически руководитель журнала “Современник”. Проповедовал идеи крестьянской революции в России. В 1862 был арестован, до 1889 находился на каторге и в ссылке. В тюрьме написал свое самое известное произведение - роман "Что делать".

Чернышевский останавливался в Москве в 1846 и 1847 (жил на М. Бронной ул.,5, и на ул. Волхонке, 10). В 1857 Чернышевский познакомился в Москве с Н. М. Щепкиным. 28 марта 1861 Чернышевский участвовал в совещании московских литераторов на квартире М. Н. Каткова в Кривоникольском пер. (упразднён в ходе строительства проспекта Калинина) о совместном протесте против цензурного гнёта. Поддерживал нелегальные связи с студенческими кружками Москвы. В 80-х гг. сотрудничал с издательством К. Т. Солдатёнкова, поместил ряд статей в московской газете “Русские ведомости”, журнале “Русская мысль”.

Именем Чернышевского названы в 1924 переулок (бывший 2-й Мариинский пер., в районе Новослободской ул.), в 1940 - 1992 годах — улица, б-ка № 21 (Овчинниковская наб., 22/24) и детская библиотека № 91 (Херсонская ул., 1). В середине 1990-ых годов на Покровке находились кафе "Что делать"  (на доме № 6 до сих пор несколько оконных решеток имеют соответствующую стилизованную  надпись), а также магазин "Сны Веры Павловны" (в больших окнах-витринах дома № 43 находились манекены девушек с тряпичными лицами - из мастерской Веры Павловнны, надо думать).

В 1953 в аллее перед северным входом МГУ на Ленинских горах установлен бюст Чернышевского, а в 1988-ом году - памятник на площади Покровсих ворот; (автор обоих - скульптор Г. В. Нерода).

 

Памятник на площади Покровских ворот

Памятник перед зданием МГУ

Истоки Н.Г. Чернышевского (1828 - 1889) - это русское Поволжье, благостная семья протоиерея. Семинария и отцовское воспитание пробудили в юном Чернышевском жажду философского осмысления мира. Он с лёгкостью писал сочинения, помогал школьным товарищам в учёбе. Уже в Санкт-Петербурге, учась на историко-филологическом факультете университета, Николай Гаврилович познакомился с социалистическими теориями и стал убеждённым фурьеристом. Окончив институт, Чернышевский вернулся на родину и несколько лет преподавал в Саратовской гимназии. В Саратове он встретил и свою единственную любовь, на которой женился - Ольгу Сократовну Васильеву. Признавшись в любви, молодой Чернышевский отговаривал девушку выходить за него замуж, предупреждая о том, что его революционные взгляды чреваты каторгой… Внимательный читатель романа "Что делать?" наверняка приметил посвящение "другу моему О. С. Ч." - Ольге Сократовне Чернышевской. В 1853 году Чернышевские переехали в столицу. Какое-то время Николай Гаврилович преподавал во 2-ом Кадетском корпусе. У выпускников корпуса остались о Чернышевском самые благоприятные воспоминания, но начальство было недовольно слишком добродушным преподавателем, не желавшим и не умевшим контролировать кадет. (следует писать именно кадет, а не кадетов - примечание для редактора!!!!!) Тогда же появились первые публикации Чернышевского в "Санкт-Петербургских ведомостях" и "Отечественных записках". Первые, незамеченные критикой, публикации - а через два года Николай Гаврилович уже был самым популярным и влиятельным журналистом России, настоящим властителем дум! Вокруг его имени разгорались споры и вершилась литературная политика. Одновременно Чернышевский продолжал свою научную работу. Сдал магистерский экзамен и представил диссертацию "Эстетические отношения искусства к действительности". Диссертация получила признание научных кругов, но степень Николаю Гавриловичу не присудили. Всесильный министр народного просвещения А.С. Норов был настроен против нашумевшего столичного журналиста… В 1854 году Н.Г. Чернышевский связывает свою жизнь с журналом "Современник". В то время вокруг "Современника" сплотилась группа талантливых молодых писателей, последователей реалистического направления в литературе. Чернышевский дал русскому реализму теоретическое обоснование. К тому времени Николай Гаврилович уже был философом со своей выстраданной системной этической и эстетической концепцией. Позитивист и гуманист, сверхзадачей литературы он считал общественное благо, стремление к прогрессу, к формированию справедливого общества, к просвещению. Вершиной творчества Н.Г. Чернышевского - литературного критика стала статья "Русский человек на рандеву". Поводом для статьи стала публикация повести И.С. Тургенева "Ася". Чернышевскому удалось угадать многое в творческом методе Тургенева, в психологии его героев. Вскоре Чернышевский стал главным идеологом "Современника", покорив Н.А. Некрасова своим благородством и трудолюбием. Ближайшим соратником Николая Гавриловича в "Современнике" стал молодой литератор Н.А. Добролюбов. После выхода в свет тургеневского романа "Накануне" Добролюбов пишет критическую статью о нём, которая оскорбила Ивана Сергеевича Тургенева. Тогда Некрасову пришлось выбирать между Тургеневым и Чернышевским. И Николай Алексеевич посчитал, что для "Современника" важнее Чернышевский. А статьи Чернышевского становились всё радикальнее. Писатель всё яснее призывал к ревизии самодержавия, к крестьянской революции. После крестьянской реформы 1861 года Чернышевский не смягчил своего отношения к царскому режиму. Напротив, в 1862 году из-под его пера вышла прокламация "Барским крестьянам от их доброжелателей поклон" - по существу, это был подвиг благополучного журналиста, осознанно выбравшего каторгу, но не предавшего своих убеждений. Летом 1862 года Н.Г. Чернышевский был заточён в Алексеевском равелине Петропавловской крепости. Там, в одиночной камере, он провёл почти два года. Там и раскрылся талант Чернышевского-прозаика: роман "Что делать?" он написал в Петропавловской крепости… На Нерчинских рудниках он напишет другой свой роман - "Пролог". Наконец, Сенат вынес приговор: 14 лет каторги, лишение всех прав и состояния, вечное поседение в Сибири. Царь Александр II сократил срок каторги до семи лет, но и этот приговор, опиравшийся на сфабрикованные улики, казался лютым. 19 мая 1864 года над "государственным преступником" Чернышевским был произведён обряд гражданской казни. Писатель держался достойно, по воспоминаниям очевидцев, "держался надменно, обращая взгляды на публику". Годы каторги и ссылки прошли в разлуке с женой и детьми: недворянское происхождение Чернышевского помешало Ольге Сократовне повторить подвиг жён декабристов. Ей бы просто не позволили поехать за мужем. В ссылке Чернышевский продолжал работать, выполняя высоконаучные переводы энциклопедической и историографической европейской классики. В ссылке писатель только убеждался в необратимости социализма для России и человечества. Лишь в 1883 году новый царь - Александр III - позволил больному цингой и ревматизмом Чернышевскому поселиться в Астрахани, а за несколько месяцев до смерти, в 1889 году писателю разрешили переезд в родной Саратов.

Друг человечества, радетель за народное счастье, он с высоко поднятой головой встречал все превратности судьбы: с детских лет его воспитывали на примере христианских мучеников. Их пример пригодился писателю, хотя он и не был до конца православным человеком. В ХХ веке писателю воздвигали памятники, его именем называли улицы и скверы, институты и морские суда. В нём видели одного из пророков нашего социалистического будущего. Потом ситуация переменилась. В Москве не стало улицы Чернышевского, хотя на прежнем месте стоит памятник писателю. Из обязательной школьной программы исчез роман "Что делать?". Наверное, современному обществу не требуются железные люди, фанатически преданные своей идее. Но - кто знает? - может быть, именно Чернышевского, забытого нынешним временем, будут считать провозвестником новой жизни через двадцать, через тридцать лет? Ведь нерчинский каторжник вряд ли верил в то, что через тридцать лет после его смерти роман "Что делать?" будет известен каждому российскому школьнику… Уроки Чернышевского - писателя и философа - не теряют своей актуальности, пока существует общество с его драматической несправедливостью, пока существует противоречивая материя истории.