Малый Ивановский 2 / Забелина 4 (Ивановский монастырь)

Малый Ивановский 2 / Забелина 4 (Ивановский монастырь)

Некто. Ивановский монастырь. 2000-ые bimka-bur. Ивановский монастырь. 2005 bimka-bur. Ивановский монастырь. 2005 bimka-bur. Ивановский монастырь. 2005 bimka-bur. Ивановский монастырь. 2005 Петр Безруков. Туманное утро Бато Дугаржапов. Китай-город. Стены монастыря Петр Безруков. Китай-город Валерий Изумрудов. Солянка Некто, Ивановский монастырь. 1860 Некто, Ивановский монастырь. 1860

Основан монастырь был, вероятно, в 1530-х годах Еленой Глинской в память рождения сына, будущего царя Ивана Грозного. А впервые упоминается в исторических актах в 1604 году. Монастырь много раз горел и перестраивался, а после пожара 1812 года был упразднен, соборная церковь Иоанна Предтечи обращена в приходскую, в кельях же поселились служащие Синодальной типографии.

В 1859 году было позволено восстановить монастырь, на средства, завещанные подполковницей Е. А. Макаровой-Зубачевой. Ее душеприказчицей стала "яркий тип купеческого бабьего самодурства" М. А. Мазурина, и, как рассказывает бытописатель прошлого столетия, она начала свою деятельность с того, что "выгнала всех синодальных служащих и священника, сломала все прежние здания, вывела фундаменты для новых, построила великолепную каменную ограду вокруг всего монастыря, и дальше дело застопорилось. Она в течение более десятка лет упорно отказывалась от достройки монастыря, вероятно, потому, что по поверью, существующему среди московского купечества и духовенства, в новой церкви первым покойником должен быть храмоздатель. Умирать же ей не хотелось, и она не торопилась с окончанием постройки".

Только через двадцать лет строительство закончилось. Проект зданий монастыря принадлежал архитектору М. Д. Быковскому. Главный собор с его величественным куполом, на формы которого, возможно, оказал влияние купол собора Санта Мария дель Фиоре во Флоренции знаменитого Ф. Брунеллески, хорошо виден издали. Он также, как и его флорентийский прообраз, во многом определяет архитектурный пейзаж в этом уголке города.

Под монастырскими стенами издавна шумела ярмарка, собиравшаяся ежегодно 29 августа. В день памяти Иоанна Предтечи. Кондратьев пишет: «В этот день монахини и белицы выносили за ворота свои рукоделия, нитки, пряденую шерсть, кружева, чулки и проч. Все это они распродавали на ярмарке, которая впоследствии расширилась и существовала довольно долго….. В обширных зданиях возобновленного монастыря устроено училище для сирот женского пола и больница не только для сестер Ивановского монастыря. Но и для сестер других монастырей. В последнюю войну с Турцией в стенах Ивановского монастыря был открыт временный городской госпиталь для больных и раненых воинов.»

Здания монастыря неоднократно использовались как тюрьма. Здесь были заключены Мария Шуйская, жена злополучного царя Василия, Пелагея Михайловна, вторая жена царевича Ивана Ивановича, сюда же была прислана женщина, нареченная в монашестве Досифеей, - возможно, дочь Елизаветы Петровны княжна Августа Тараканова. Здесь же была заключена в темницу мучительница своих крепостных Салтычиха. Эту традицию продолжили большевики - почти сразу же после взятия власти они устроили в монастыре концлагерь.

Существующий ансамбль выстроен в 1860-1879 годах по проекту М.Д.Быковского на месте выгоревшего в 1812 году монастыря, основанного в XV веке.

После пожара монастырь был упразднен; восстановили только древний собор, ставший обычной церковью, и корпус келий первой половины XVIII века вдоль западной границы, который был надстроен вторым этажом, а впоследствии включен Быковским в общий ансамбль.

Возможно, что в огромном новом соборе использованы, хотя бы частично, подклеты древнего здания.

Подклет современных кельям жилых «палаток» монастырского причта сохранился в новом здании того же назначения (Ивановский пер., 4).

Ансамбль монастыря был создан Быковским в эпоху архитектурной эклектики.

Быковский, сформировавшийся как архитектор в 1840-х гг., применил в нем формы наиболее распространенного тогда «стиля» Ренессанс, дополнив их некоторыми романскими элементами.

Система открытых арочных галерей, связывающих здания, заимствована им из древнерусской, в частности ростовской, архитектуры, что характерно для стилистических поисков второй половины XIX в.

Ансамбль имеет большую пространственную выразительность.

Аркады галерей придают живописность заключенным между ними дворикам.

Высокие парные башни образуют торжественную композицию входа (ныне двор между ними перекрыт).

Перепад рельефа удачно использован в композиции замкнутого южного двора, над которым возвышается крупный объем собора.

Мощный купол собора является заметным градостроительным ориентиром.

Кельи и настоятельский корпус к северу от них в настоящее время надстроены.

В XVIII в. в глубоких подвалах и изолированных кельях монастыря содержались особо опасные преступницы, упорные раскольницы; здесь много лет провела известная своей жестокостью Д.Н.Салтыкова («Салтычиха»), а также таинственная инокиня Досифея, в которой современники предполагали княжну Тараканову.

Копия выполнена для определения количества земли, занятой бывшим монастырем (в то время упраздненным и еще не отстроенным заново; см. № 197).

План ориентирован на юг: внизу - нынешняя улица Забелина («улица на Солянку к Варварским воротам»), слева - Ивановский переулок; влево отходит Хохловский переулок, вниз - Старосадский.

На плане сплошной заливкой показаны собор в центре, с трапезной, колокольней с севера и «тюрьмой, содержащей колодниц» у юго-западного угла, и два ряда келий, а также Святые ворота с двумя неравными арками и примыкающие к ним с севера настоятельские кельи.

Позади крайнего южного корпуса каменных келий - вновь строящиеся деревянные.

Внутренняя планировка показана только в зданиях, подлежащих ремонту.

Это - жилище сторожа у ворот против Хохловского переулка, кладовая при настоятельских кельях, казначейские кельи с входом из северного обособленного дворика и помещение рядом, в углу, с окнами и широким проемом на улицу (может быть, монастырская лавка), а также дом причта в южном углу, также с обособленным двором.

Интересна его планировка: каждая «квартира» состоит из сводчатой палаты, холодных сеней с чуланом и лесенкой и отрезка общей деревянной галереи с уборной.

Входы, видимо, располагались под галереей.

Рядом с этим корпусом, подклет которого сохранился под существующим зданием, как и позже, находились нижние монастырские ворота.

Монастырь был окружен стеной со всех сторон, кроме западной, где в него врезается корпус Соляного двора.