Вашков Сергей Иванович
(04.07.1879, Сеггиев Посад (Москва?) - 07.11.1914, Москва)В 1893 году поступил и в 1901 году окончил Императорское Строгановское училище технического рисования со званием ученого рисовальщица. Тогда же его работы обратили на себя внимание известной московской фирмы церковной утвари — Торгово-промышленного товарищества П.И.Оловянишникова с сыновьями. Еще не получив диплома, в 1901 г. Вашков был приглашен художественным руководителем фабрики Оловянишниковых и полностью посвятил себя обновлению традиционной, но давно выпавшей из контекста современного художественного развития отрасли — созданию уникальной, подлинно художественной церковной утвари.
Своеобразным отчетом Вашкова о работе на фабрике Оловянишниковых стало фундаментальное издание “Религиозное искусство” (Москва, 1911), представляющее собой альбом фотографий предметов церковной и гражданской утвари, выполненных по его рисункам. К наиболее значительным созданиям художника в этом жанре относятся: гробница Преподобного Павла Обнорского в Вологде, гробницы Святых Гермогена и Макария в Московском Кремле, надгробия Карнеевых и Зыбина в Москве; отделка и внутреннее убранство церквей в имении “Новая Чартория” в Волынской губернии и в Федоровском городке Царского Села под Петербургом, храма Красностокского монастыря Гродненской губернии. В этих произведениях Вашков, сочетая древнерусские мотивы с древнехристианскими, синтезировал свой самобытный пластический язык, в котором средневековые формы получили новое прочтение, отражающее предметно-пространственное видение человека начала XX века.
Благодаря подвижнической деятельности Вашкова, после почти двухвекового господства тривиального ремесленничества в храмы России начали вновь поступать подлинно художественные произведения своего времени, утверждая возрождение церковного искусства — одного из древнейших национальных видов декоративно-прикладного искусства. С 1912 Вашков преподает в Строгановском училище.
Огромную роль в творческом становлении Вашкова сыграл В.М. Васнецов. Молодой художник считал его своим учителем, хотя формально учеником мастера не являлся. Это утверждение можно понять — именно Васнецов в 1870-1880-х годах наиболее ясно и художественно выразительно обозначил путь развития национального русского искусства, основанный на погружении в стихию народного творчества и фольклора, который оказался весьма плодотворен для развития неорусского стиля. В определенном смысле можно провести параллель между работами М.В. Нестерова, развивавшего васнецовские принципы в живописи, и работами Вашкова в прикладном искусстве, также во многом наследовавшие выдающемуся живописцу. Свойственный им обоим оттенок трепетного, эстетически чувственного отношения к древнерусскому искусству, стремление к его прочтению в духе современного религиозно-ностальгического символизма — характерная примета эпохи.
Эти качества прочитываются и в архитектурных произведениях Вашкова. Архитектурным проектированием он занимался от случая к случаю, поэтому его работы в этой области малочисленны, однако чрезвычайно важны для своего времени.
Широко известен доходный дом на Чистопрудном бульваре, № 14, построенный в 1908-1909 годах инженером-строителем П.К. Микини по проекту архитектора Л.Кравецкого для церкви Св. Троицы “что на Грязех”. Это был первый опыт художника в зодчестве, где он разработал декоративное оформление фасада и интерьеров доходного дома. Основной декоративной темой здания стал “ковер” декоративных рельефов, стилизующих барельефы Дмитровского собора во Владимире. Вашков “населил” фасадную плоскость неуклюжим сказочным зверьем, райскими птицами и невиданными растениями. Здесь как бы совершался характерный для эпохи символизма возврат к мифологическим персонажам, увиденным по-новому.
Еще более целенаправленно и самобытно обращение Вашкова к миру русского фольклора реализовалось в деревянной даче И.А. Александренко, возведенной в 1908 г. в поселке Клязьма. Она обращала на себя внимание индивидуальностью образной характеристики, цельностью архитектурно-стилистического решения всего участка (в том же характере художником были спроектированы хозяйственные постройки, садовые скамейки, фонари, ограда с резными воротами и калитками), ярким многоцветьем деревянной сюжетной резьбы, витражей, изразцовых печей и каминов и, наконец, тем ощущением неподдельной рукотворности, которым дышат все создания Вашкова.
Среди образов, помещенных на фасадах клязьминской дачи, можно найти многие древние символы, волновавшие ее автора — берегинь, птицу Алконост, двуглавого орла, наконец ягненка, олицетворяющего Христа, павлина — птицу Эдема и др. В этом чутком прислушивании художника к голосам тварного мира обнажалась природа своеобразного мироощущения символизма, проникнутого образами смены времен года, отдельных природных состояний, их связи с человеческими страстями.
В 1910 г. Вашков спроектировал церковноприходскую школу для поселка Клязьма, а в 1914 г. сделал эскизы храма-памятника в честь 300-летия дома Романовых. Это вершина его творчества, зримое воплощение его художественного мировоззрения. Изящный объем одноглавого храма был щедро украшен сюжетными майоликами, впоследствии изготовленными Абрамцевским заводом. Скоропостижная смерть не позволила художнику завершить свое произведение; церковь была возведена уже после его смерти в 1914-1916 гг. арх. В. И. Мотылевым.
Формы храма образно тяготели к памятникам Москвы XV-XVI вв. и, в особенности, “годуновского” зодчества. Однако, их трактовка отражала и влияние эстетики модерна, фокусирующего внимание на изобразительном совершенстве архитектурных деталей, устремленного к простоте и лаконизму архитектурного языка. Проект храма интересно сопоставить с проектами старообрядческих храмов И.Е. Бондаренко — такое сравнение неопровержимо свидетельствует о влиянии этого нового современного пласта религиозного зодчества на произведение Вашкова.
Незадолго до смерти, в 1913г. художник с группой единомышленников создал новый художественный журнал “Светильник”, призванный популяризировать отечественное искусство и научные изыскания в области его истории. Будучи главным редактором издания, Вашков сумел сплотить вокруг себя авторитетный круг художников и ученых. В его редколлегии состояли Д.В. Айналов, Н.П. Кондаков, Н.В. Покровский, А.В. Прахов, Ф.И. Шмидт, Н.И. Троицкий, В.М. Васнецов, М.В. Нестеров, А.В. Щусев и другие. Вашков не только редактировал, но и сам писал для журнала статьи о русском искусстве.
Похоронен Вашков на Ваганьковском
кладбище.
1906(?) - 1907 гг. | Внутренняя отделка и утварь для церкви в имении Н.И. Оржевской «Новая Чартория». Волынская губ. |
1908 г. | Дача И.А. Александренко. пос. Клязьма. Московская обл. (сгорела в конце 1990-х гг.) |
1908 - 1909 гг. | Доходный дом при церкви Св. Троицы, «что на Грязех». При участии арх. Л. Кравецкого и инж.-строит. П. Микини. М., Чистопрудный бул., 14. |
1900 - 1910-е гг. | Гробница преп. Павла Обнорского, г.
Вологда. Гробница Св. Патриарха Гермогена. М., Кремль, Чудов монастырь, (ныне — Успенский собор) Гробница Св. Макария. г. Овруч. Надгробие Карнеевых. М. Надгробие Зыбина. М. Внутренняя отделка и предметы утвари Федоровского собора Федоровского городка. Царское Село. (г. Пушкин) (не сохр.) Внутренняя отделка, иконостас и утварь храма Дворцового госпиталя при Царскосельской общине Красного Креста. Царское Село (г.Пушкин). (Строитель — арх. С.А. Данини). Внутренняя отделка храма Красностокского монастыря. |
1910 - 1911 гг. | Церковно-приходская школа имени Ивана и Пелагеи Апександренко. (Строитель — арх. Е.И. Зеленский), пос. Клязьма Московская обл. |
1911 -1913 гг. | Проект церковно-приходской школы для г. Костромы, (неосущ). |
1913 г. | Храм-памятник в честь 300-летия Дома Романовых Свв. Николая Мирликийского и митрополита Алексия. При участии арх. В.И. Мотылева. (Росписи по эскизам С.И. Вашкова были начаты скульптором Н.П. Гавриловым). пос. Клязьма. Московская обл. |