Покровка 5.
Церковь Успения Божией Матери на Покровке
В 1696-99 годах в Котельниках на средства купца И.М. Сверчкова, жившего в каменных палатах по соседству, была построена церковь Успения на Покровке - выдающийся памятник московского барокко. Ей предшествовали, как минимум, 2 более ранние церкви: кирпичная, сооружённая в 1652 году, и деревянная, известная с 1511 года.
Новая постройка была вызвана насущной необходимостью, так как каменный храм, возведенный в середине XVII века, сильно пострадал в пожаре 1688 года, от которого выгорела большая часть Покровки.
Церковь, поднятая на высоком подклете, окружённом открытой галереей-папертью на аркаде, состояла из собственно храма и пониженных симметричных объёмов апсиды и притвора.
Собственно храм представлял собой восьмерик на 2-светном четверике, завершённый главой на гранёном барабане, апсида и притвор — низкие 1-светные четверики, несущие световые восьмерики с главками на барабанах.
Стремление зодчего придать необычной для русской архитектуры постройке черты традиционности проявилось в размещении на углах четверика храма 4 дополнительных малых главок, образующих вместе с завершением восьмерика образ более привычного 5-главия, а также в сооружении с западной стороны паперти высокой 3-ярусной шатровой колокольни.
По сторонам колокольни располагались 2 широкие лестницы: северная была обращена к палатам Сверчкова, южная выходила на красную линию улицы Покровки.
Насыщенный белокаменный декор здания, выполненный с применением почти всех наиболее часто встречающихся приёмов и форм московского барокко (гребни над восьмериками приделов, пучки угловых колонок, обрамления окон и дверных проёмов с фигурными навершиями), дополняли ризалиты с декоративными балкончиками, размещённые по сторонам восьмерика, и невысокие шатры с главками, поставленные в основании центрального шатра колокольни.
У этого храма было 13 глав, символизировавших Господа Иисуса Христа и Его 12 апостолов.
Роскошная колокольня, которая соединялась с церковью папертью, была столь величественной, что ее можно было принять за самостоятельную шатровую церковь, «иже под колоколы».
Гениальной была и игра белопенного, снежного кружева декора с пламенеющим огненно-красным храмом.
Современникам Успенский храм представал громадой составленных церквей, летящих в небеса, но вместе с тем стройным, как архитектурная поэма.
Это чудо среди колонн верхнего портала имело вырезанную надпись, сообщавшую, что в "лето 7214 (1696) октября 25 дня дело рук человеческих делал именем Петрушка Потапов".
Сохранились восторженные отзывы зодчих, писателей, искусствоведов - отечественных и зарубежных.
По рассказам москвичей, не покинувших Москву в грозный 1812 год, храм сохранился потому, что пораженный дивной архитектурой Наполеон приказал своим офицерам и солдатам хранить его от расхищения, разорения и пожара, поставив здесь специальную охрану.
Этот величественный шедевр русского зодчества в стиле московского барокко был разрушен в 1935-1936 годы.
Процесс разрушения зафиксирован на киноленте, и пленка находится теперь в архиве кинофотодокументов.
Иконостас храма в настоящее время находится в трапезной Новодевичьего монастыря, несколько икон — в собрании ГИМа.
2 белокаменных наличника окон второго и третьего ярусов храма, а также северное крыльцо и часть парапета гульбища вмурованы в северную стену ограды Донского монастыря.
Особенно интересен западный портал входа на хоры: на капители правой колонны, украшенной лозой с кистями винограда, можно увидеть вырезанную в камне руку со свитком, где обозначено имя предполагаемого строителя церкви - Петра Потапова, в честь которого в 1922 году назван переулок в Москве.
Сейчас на месте церкви - сквер.
В соседнем по улице бывшем доме причта (№5с5) в 1836 году жил Александр Ж. Дюбюк, ставший впоследствии известным пианистом и композитором.
В 1870-х годах в одном из церковных владений жил Александр Андреевич Колли, магистр химии, служивший тогда в Высшем техническом училище.
Григорий Смирнов, бывший старостой церкви в начале XX века жил неподалёку - в одной из квартир дома 4 на Покровке.
Церковь, снятая незадолго до сноса, была одним из наиболее значительных произведений московской архитектуры конца XVII в.
Построенная в 1696-1699 гг., то есть после основной группы “нарышкинских” (загородных) центрических церковных зданий, она использовала их опыт для создания не менее богатого пластического образа на узкой городской улице.
Здание стояло в легком прогибе линии улицы (на месте нынешнего сквера на углу Потаповского пер.), образуя мощную вертикальную композицию, и было видно издалека с обоих ее концов; вблизи, напротив, доминировала развернутая вдоль улицы аркада гульбища и плоскость основного фасада.
Высоко поднятый верхний ряд крупных прямоугольных окон центрального четверика придавал ей сходство со светскими общественными зданиями того времени.
Но с любой точки ведущую роль в образе играли контрасты мощных плоскостей четвериков церкви и особенно колокольни с нарядной пластикой двух поставленных по продольной оси восьмериков (на снимке восточный восьмерик скрыт за четвериком) и сложной композицией завершающих ярусов.
Замечательная белокаменная резьба частично сохранилась (находится в Музее архитектуры); вероятно, к ней относится вырезанная на одной из капителей надпись с именем автора - П.Потапова, которого часто считают и автором всего здания.
Литография, достаточно условно изображающая архитектуру церкви, хорошо передает характер ее первоначальной постановки.
Широкая прямая северная лестница ведет прямо к палатам Сверчкова, со стороны которых и изображена церковь.
Справа - пруд, существовавший в XIX в. на месте нынешнего школьного здания (Потаповский 16с10).
Интересно, что на плане Мейерберга, где церковь показана свободно стоящей среди погоста на углу квартала, по северной стороне погоста намечено крупное здание; за ним к северу до переулка тянется большой двор, огороженный забором.
Петров план, более ранний, показывает на этом месте две церкви; возможно, что одна была приходской, а другая - владельческой и лишь потом они объединились в общем здании, выстроенном Сверчковым.
Не исключено, однако, что до него здесь стояло более раннее, изображенное у Мейерберга; архитектура его неясна, но не похожа ни на один из представленных на этом плане, очевидно, условных типов церквей.