Покровка 20 / Покровский бульвар 1
Наряду с рассматриваемым здесь главным строением, на участке также расположены небольшое строение 2 и трансформаторная будка - строение 3.
Необходимо напомнить, что на месте сквера до 1937 года стоял деревянный дом ампирных очертаний, видимо первой трети 19-го века постройки (дом Хвостовых - Чибисовых), который, если бы сохранился, то в современной нумерации и имел бы номер 20/1.
Однако, рассматриваемое здание расположено южнее - на месте рядовой застройки, выходившей на Хохловскую площадь.
Оно было построено по проекту архитекторов Чериковера Л.З. и Б.В.Миниха в 1936 году для работников академии имени Дзержинского, располагавшейся рядом в Покровских казармах.
Даже сейчас видно, что дом не рядовой и явно выставлен напоказ. Однако странно, почему он при этом отодвинут от красной линии Покровки, прячась за выросшими деревьями сквера. С тем, что это "так и было задумано", не позволяет согласиться как общий дух предвоенной эпохи, так и его реальная история, поскольку он должен был играть важную градостроительную роль
Действительно, по Генеральному плану развития Москвы 1935-го года, угловая "башня" здания должна была фиксировать юго-восточный угол проектируемой Сталинской магистрали, ведущей в Лефортово и Измайлово.
Северное крыло дома поставлено по красным линиям новой трассы, пересекающей двор усадьбы Апраксиных-Трубецких, по направлению к Барашевскому и Б.Казенному переулкам с выходом на Земляной вал у домов 14/16 и 18-22, напротив которых трассу фланкировала пара жилых домов (№№ 21 — 23) с колонными лоджиями в верхнем ярусе.
По ясности и строгости очертаний здание можно отнести к лучшим образцам "советского стиля", эпохи перехода от конструктивизма к "сталинскому ампиру".
Однако, на наш взгляд, можно высказать и претензии, как к проекту, так и к реализации.
Незавершенность строительства
Угловая башня дома видится незавершенной - кажется, что когда-то были разрушены венчающие ее украшения и шпиль, подобные тем, что создают колорит сталинских высоток.
Но нет, это не пятидесятые годы, а 30-ые . Вспомним павильон СССР на Парижской выставке с фигурами Мухиной. Архитектурный образ стремительного движения сформирован там только прямыми углами.
Здесь, конечно, сверху не предусматривалось никаких скульптурных шедевров - фигуры советских людей традиционно должны были располагаться на верхних площадках каннелированных лопаток ниже карниза. Но вопреки проекту скульптур нет, а в отсутствии важного смыслового акцента взгляд растерянно уходит в никуда.
Кроме того, башня, как видно из сравнения с проектом, и вправду не имеет завершения, хотя и плоского. Навершие как бы "срезано". Это тем более обидно, что с расстояния, когда ствол башни не слишком хорошо различим, ее верхняя часть должна превращаться в бельведер, зрительно связывающий два крыла здания. А его-то и нет!
Подобный недострой - обычное явление тех лет, связанное с неукоснительным сроком сдачи дома и снятием лесов, после чего финансирование стройки прекращалось.
Дом - замок
Здание производит наиболее сильное впечатление при взгляде на него снизу от угла.
Суровые ели подчеркивают мощь стилобата, из которого вырастает донжон. Здесь башня - не столько последнее убежище, сколько вышка, из глубоких лоджий которой особо доверенные соглядатаи наблюдают за соплеменниками.
Как и положено замку, дом работников НКВД производит впечатление неприступной твердыни.
Вполне соотвествуют оборонному характеру здания и лепные вставки с советской эмблематикой. Их два типа: первые - с вполне понятной и уместной пятиконечной звездой; другие же - с несколько странной розеткой, почти такой же, как розетки на Историческом музее.
Что касается тяжеловесности здания, то она проступает только в сравнении с мажорной легкостью соседнего барочного дворца. К тому же здание отодвинуто от красной линии Покровки за сквер. Сейчас из-за поднявшихся деревьев влияние этого дома на облик площади Покровских ворот очевидно второстепенно.
Дом - крепостная стена
Другой эффектный вид на здание получается из Хохловского переулка, поднимающегося к одноименной площади: западный корпус дома производит впечатление крепостной стены. Для этого балконы были ограждены лишь легкой решеткой. Только в 1970-х годах за решетки установили пластины светло-желтого стеклотекстолита, что, конечно, упростило и опошлило облик дома. Но это соответствовало духу эпохи: на балконах стало принято хранить всякий хлам.
Дом - монолит
Тему диссонирующей бедности дворового оформления естественно затронуть вместе с рассуждениями о наступающей эпохе "монолитности" зданий, подробно рассмотренной в книге "Культура-2".
С улицы дом можно воспринимать как единый параллелепипед. При этом истинная конструкция здания противоречит этому образу. Дом со стороны двора выглядит констрастирующе убого. Тем не менее в подъездах предусмотрены ковровые дорожки (до сих пор между ступеньками лестниц сохранились кольца для фиксирующих их стержней).
В советские времена этот дом называли "где военное ателье", поскольку почти весь первый этаж занимало ателье пошива военной формы № 1. Лишь в северо-восточном углу небольшое помещение до сих пор занимает совет ветеранов.
В начале 2000-х появились первый претенденты на площади, занимаемые ателье: в средней части западного крыла расположились два магазина предметов обустройства жилища - Галерея интерьеров и Этно.
Примерно в это же время начали свою работу пресс-центр РосЭнергоАтом, а также мастерские по ремонту обуви, по изготовленю металлоизделий и часовая.
После кризиса 2008-го года на месте Галерея интерьеров расположился магазин Hulsta, а на месте Этно - магазин Восточные интерьеры.
Также появились магазин Steiner, Спа-салон и Студия загара. Последние две вскоре получили единую вывеску "Спа, салон красоты ПОКРОВКА ROYAL SPA".
В 2016 году в доме расположилось кафе "Котомания".