Маросейка 14 / Старосадский 2. Церковь св. Космы и Дамиана

Маросейка 14 / Старосадский 6
Церковь св. Космы и Дамиана

bimka-bur. Маросейка 14. 2006 bimka-bur. Маросейка 14. 2006 bimka-bur. Маросейка 14. 2006 bimka-bur. Маросейка 14. 2006 bimka-bur. Маросейка 14. 2006 bimka-bur. Маросейка 14. 2006

Известна с 1639 года, когда она заменила деревянную, упоминаемую в связи с пожаром 1547 года.

Церковь выстроена по проекту М.Ф.Казакова в 1791-1793 годах (отделка закончена к 1803 году) на месте древней обветшавшей, также каменной церкви. Заказчиком был М.Р. Хлебников, владелец дома, стоявшего по другую сторону улицы (Маросейка 17).

Эта церковь (главный престол - Спасский, приделы - Косьмы и Дамиана и Никольский) - один из наиболее ярких программных памятников зрелого классицизма.

Развитие классицизма в направлении все большего лаконизма выдвигало на первый план пластику основных масс здания. Здесь эта тенденция выражена с наибольшей полнотой. В строго классическом облике здания ведущую роль играет композиция чистых цилиндрических, перекрытых куполами объемов.

Со стороны улицы на глади стен контрастно выделяется пара двухколонных портиков, фланкирующих выступающий придел. Строгий антаблемент и плоская вертикальная ниша придела образуют лишь самые необходимые членения фасада. Рустовка захватывает вместе с нижним ярусом колокольни западный угол трапезной, ослабляя его жесткость.

Построение внутреннего пространства церкви точно соответствует ее наружным объемам; его оформление еще более лаконично.

Важную роль в облике здания играют завершения: подчеркнуто традиционные люкарны и волюты, фигурные главки контрастируют с лаконичными основными объемами.

Особенно выразителен был прежде вид церкви со стороны улицы: благодаря общему уклону местности к югу застройка позади нее располагалась ниже по склону, и ее стройный силуэт четко воспринимался на фоне неба.

Соотношение объемов здания меняется при взгляде с разных точек во время движения по улице, что придает ему большую динамичность.

Все эти качества, определявшие ведущую роль здания в ансамбле улицы, несомненно, входили в авторский замысел.

Во второй половине XIX века взамен первоначальной была выстроена каменная ограда с круглой будкой на углу.

В феврале 1933 года Моссовет распорядился "передать здание Управлению рабоче-крестьянской милиции г. Москвы для использования по специальному назначению".

В продолжение многих лет церковное здание использовалось в самых разных целях, ограду перед ней сломали, "возвели" деревянный павильон с пивной.

В 1958 году памятник подвергся реставрации, в вокруг него была установлена ограда.

Существующая ограда 1972 года воспроизводит ограду, выстроенную во второй половине XIX века.