Итоги
Содержание (FireFox,Safari)

23.3. Итоги

Главным результатом работы можно считать то, что смысл следующей общеизвестной картинки

удалось перенести в область динамики:

Здесь виден такой подход к проблеме части-целого, при котором несколько рядоположенных конструкций (модулей) могут образовывать конструкцию-целое (сборку), однако, функционально зависящее от них поведение, в том числе синтезированное, имеет принципиально другую природу, не выражаемую просто количеством измерений, как это было на первом рисунке.

Основанием корректности так понимаемого синтеза является монотонность роста знания, поскольку при добавлении новых модулей их автономное поведение должно оставаться инвариантом поведения для объединяющей их сборки. При таком подходе, «на самом деле» существующим считается лишь поведение, однако человек к нему прямого доступа не имеет, работая с ним лишь через соответствующую конструкцию, что сплошь и рядом приводит к несогласованности модулей между собой, то есть, техническим и логическим ошибкам. Чтобы их не допускать, надо следовать правилам синтеза корректных сборок.

Если указанные модули пытаться определять с помощью записей, можно получить формальную систему, в которой правильно построенными формулами являются лишь те, которым можно сопоставить модули, корректно объединяемые в сборку. В этом случае оказываются недопустимы такие «потери знания», которые подобны продемонстрированной в примере 1 для языка предикатов первого порядка, что послужило поводом трактовать его в качестве «немонотонного», а значит, и недостаточно эффективного.

Предполагаемой областью применения описанного подхода должна стать вовсе не та ситуация, когда по известным спецификациям требуется проверить корректность работы ряда однотипных изделий.

Скорее, это будет сам процесс разработки набора спецификаций, когда изменения в одной конструкции требуют соответствущих изменений в ряде других так, чтобы общее поведение было согласованным, как между новыми версиями, так и с предыдущими, что может быть полезным, например, в программировании.

Подобная согласованность как-раз и вызвала потребность разобраться с термином "монотонность" (роста знания), то есть синтезом, важность которого нашла своё отражение в заголовке работы.

Назад Вперёд
ru/en